Тверская школа лингводидактики и филологической герменевтики
30 лет со времени образования
С выхода в свет в 1980 г. работы «Современная лингводидактика» Георгия Исаевича Богина, с появления на кафедре истории и грамматики английского языка в Калининском (ныне Тверском) государственном университете группы специалистов, работающих в этом направлении, можно говорить о создании Тверской школы лингводидактики и филологической герменевтики профессора Г.И. Богина.
Образованию научной школы предшествовала интенсивная педагогическая, методическая, научная и организационная деятельность её основателя.
Георгий Исаевич Богин (23.12.1929–10.10.2001) – заслуженный деятель науки Российской Федерации (1999), доктор филологических наук (1985), профессор (1987), Почётный профессор Тверского государственного университета (1997). В 1951 г. с отличием окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета. До 1954 г. преподавал английский язык и логику в небольшой школе на станции Чарская (ныне г.Чарск, Казахстан). С 1958 г., после окончания аспирантуры в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, работал старшим преподавателем на кафедре английского языка Башкирского государственного университета (г. Уфа). В 1965 г., после защиты кандидатской диссертации по специальности “методика обучения”, перешел в Кокчетавский педагогический институт (Казахстан), где заведовал кафедрой английского языка.
С 1974 г. Георгий Исаевич работал в Калининском государственном университете на кафедре истории и грамматики английского языка (позднее – кафедра английской филологии). В 1985 г. защитил докторскую диссертацию «Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов» по специальности “общее языкознание”. Авторству Г.И. Богина принадлежит более 250 работ по гуманитарным наукам.
Комплекс научных идей Г.И. Богина группировался вокруг разработанной им новаторской поликомпонентной параметрической модели языковой личности. Им был выделен и описан в качестве самостоятельного новый предмет исследования – языковая личность, т.е. «человек с точки зрения его готовности совершать речевые поступки, создавать и понимать тексты на родном или втором (неродном) языке» (Богин, 1982).
В 1980 г. вышла книга Г.И. Богина «Современная лингводидактика», в которой лингводидактика получает определение «теории языка как развивающейся функции человеческой личности». В качестве центрального понятия лингводидактики рассматривается понятие о человеке, «присваивающем» язык и совершающем речевые поступки (Богин, 1980). Книга дала возможность отечественным филологам и педагогам познакомиться с передовыми технологиями лингводидактики за рубежом, найти тонкую критику и осмысление с точки зрения задач, стоящих перед отечественным учителем словесности.
Полученные научные результаты легли в основу формирования масштабной новаторской программы научного и педагогического поиска. Конечной целью такого поиска предполагалось построение гибкой и эффективной системы обучения языку не только как сумме фонетических, лексических и грамматических правил, но и как обучение адекватным языковым формам деятельности в рамках культуры, в том числе в русле формирования у обучаемых ведущих профессиональных готовностей.
В 1990 г. по инициативе Г.И. Богина и Г.П. Щедровицкого (Москва) состоялась первая герменевтическая конференция. Под руководством Г.И. Богина к 2000 г. в Твери прошли семь международных герменевтических конференций под общим названием «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании». Продолжились они и после смерти ученого.
Лингводидактика, разрабатываемая Г.И. Богиным, ставила своей задачей обучение человека речевым поступкам. Невероятно творчески одаренный, Георгий Исаевич выделялся в университетской среде своим даром общения. Обладая заметными поэтическими способностями, он также был виртуозным интерпретатором текстов изящной словесности в масштабе мировой культуры, в широком диапазоне от Джеймса Джойса до Бориса Гребенщикова. Среди его широкой аудитории едва ли найдется хотя бы один человек, который бы не помнил близко к тексту богинские разборы «Белой Гвардии» М.А. Булгакова, избранных мест из И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого или «Саги о Форсайтах» Голсуорси.
В целях научного обмена новейшими изысканиями в области филологической герменевтики и популяризации герменевтической мысли в 1997 г. был создан научный электронный ежеквартальный журнал “Hermeneutics in Russia = “Герменевтика в России”, главным редактором которого Г.И. Богин оставался до своего последнего часа.
Он был герменевтическим оптимистом и истинным полиглотом. Для него не существовало «мёртвых» языков и «непостижимых» культур. Кроме «основных европейских» и классических языков живо интересовался тюркскими языками, от казахского, татарского, башкирского языков, с носителями которых он интенсивно общался, до якутского, паремиологии которого посвятил одну из своих статей.
Георгий Исаевич Богин прожил нелегкую и удивительную жизнь, был настоящим человеком и поэтом во всем, мыслителем, мечтателем, полиглотом, переводчиком, преподавателем, методистом-новатором, открывателем талантов, блестящим филологом и педагогом, учёным-подвижником, организатором научной жизни, душой научного сообщества, а еще ранее школьным учителем на станции Чарская в степях Казахстана, но более всего, наверное, высокой нравственной инстанцией жизненных поступков и целей для многих поколений учеников. Гений понимающего общения был его исключительным даром.
В октябре 2002 г. по инициативе АНО «Тверская Группа ИнтерКонтакт», электронного журнала «Герменевтика и риторика в России», а также факультета иностранных языков и международной коммуникации в ТвГУ была проведена VIII герменевтическая конференция «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании», посвящённая памяти профессора Георгия Исаевича Богина. Идеи, заложенные Г.И. Богиным и его учениками, продолжают свою жизнь. В октябре 2011 г. состоится очередная XIV тверская герменевтическая конференция, продолжающая развивать идеи Учителя…
А.А. Богатырёв,
А.О. Ханский
Литература:
Богин Г.И. Современная лингводидактика. - Калинин, 1980.
Богин Г.И. Интерпретация текста. - Тверь, 1995.
Богин Г.И. Концепция языковой личности. - М, 1982.
Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. … док. филол. наук. - Л., 1984.
Богин Г.И. Относительная полнота владения вторым языком.- Калинин, 1978.
Богин Г.И. Противоречия в процессе формирования речевой способности. - Калинин, 1977.
Богин Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста. - Тверь, 1993.
Богин Г.И. Схемы действий читателя при понимании текста. - Калинин, 1989.
Богин Г.И. Типология понимания текста. - Калинин, 1986.
Богин Г.И. Трудности употребления лексики в устной речи и основные пути их преодоления: (На материале преподавания английского языка в восьмилетней школе): автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1965.
Галеева Н.Л. Г.И. Богин и герменевтическая школа: слово об учителе // Богинские чтения: Материалы VIII Тверской герменевтической конференции. - Тверь, 2003. - С.3-5.