2011
ТВЕРСКИЕ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Георгий Карапетович Фарманянц
(1921-1995)

90 лет со дня рождения

Творческая судьба выдающегося артиста балета Большого театра, педагога, заслуженного артиста РСФСР (1951) Г.К. Фарманянца во многом совпадает с судьбой его родной сестры Евгении Карапетовны. Город Бежецк Тверской губернии стал их малой родиной. Оба окончили Московское хореографическое училище (Георгий годом позже). В июле 1940 года Г.К. Фарманянц вышел на сцену Большого театра в качестве танцовщика. С первых же шагов он завоевал горячие симпатии коллектива театра и зрителей. Все коллеги называли его Гошей за добродушный и спокойный нрав. Он умел ладить со всеми – от простого рабочего сцены до министра. Георгий пришёл в театр, прекрасно подготовленный прославленными педагогами – П.Гусевым, А. Монаховым, А. Кузнецовым. Ему было сразу доверено дублировать знаменитого исполнителя труднейшей партии Нурали в балете «Бахчисарайский фонтан» Асафа Мессерера. Этот балет стал своеобразным трамплином в его творческой биографии. Солистка балета Большого театра Сусанна Звягина, которая видела Г.К. Фарманянца в этой роли, писала: «С неудержимым темпераментом в стремительных прыжках, в бешеном ритме он взлетал над головами танцующих и высоко вскидывал колени, перескакивая длинную диагональ татар, держащих перед собой вытянутые струной ремни нагаек, что неизменно вызывало бурную овацию».
Партии следовали одна за другой. Все балетмейстеры Большого театра занимали его в своих постановках. Он был непременным участником всех парадных праздничных концертов и гастролей за рубежом. Фарманянц гастролировал вместе с труппой театра, с отдельными группами артистов в сборных концертах, выезжал сольно в ряд зарубежных стран. Репертуар его был огромным. Он перетанцевал всех «шутов»: в 2-х редакциях «Лебединого озера» А. Горского и Ю. Григоровича, в «Ромео и Джульетте». Л. Лавровского, в «Легенде о любви» Ю. Григоровича, в «Мирандолине» В. Вайонена. Настоящим шедевром стало исполнение Сарацинского танца в «Раймонде», Китайского в «Щелкунчике», Кумана в «Половецких плясках». И это только малая часть его репертуара.
В начале Великой Отечественной войны Большой театр был эвакуирован в Куйбышев. Евгения Карапетовна уехала вместе с основной труппой, а Георгий Карапетович был призван на военную службу в Кавалерийский полк. Он был прекрасным наездником, так как с детства любил лошадей. Но вскоре его перевели в Ансамбль песни и пляски НКВД, созданный ещё в 1940 г. по инициативе Л.П.Берия. В нём были собраны самые лучшие кадры: хор возглавлял А. Свешников, дирижёрами оркестра были И. Дунаевский и Ю. Силантьев, танцевальную группу возглавил К. Голейзовский, балетмейстером был А. Мессерер. Этот коллектив выступал не с обычными программами, а с театрализованными представлениями. В Ансамбле ставили даже оперы и балетные спектакли.
Но долго служить Г.К. Фарманянцу не пришлось. В конце 1941 г. он был затребован и возвращён Михаилом Габовичем, бывшим директором Филиала Большого театра, работавшим во время войны в Москве. А в апреле 1942 г. Фарманянц уже танцевал партию Колена в «Тщетной предосторожности» и партию Базиля в «Дон Кихоте». Когда вернулся из эвакуации основной состав Большого театра, обе труппы слились. К тому времени Георгий стал блестящим танцовщиком. Самыми яркими его партиями стали Голубая птица в «Спящей красавице», Океан в «Коньке-горбунке», Франц в «Копелии», Филипп в «Пламени Парижа».
Как и его сестра, Георгий был наделён талантом педагога. Свою педагогическую деятельность он начал в 17 лет и занимался ею до конца своих дней. Когда в Москве не было Асафа Мессерера, приказом по театру репетиции вёл Фарманянц. К нему охотно ходили не только солисты-мужчины, но и балерины: Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ирина Тихомирнова и многие другие. Он хорошо владел приёмами поддержки, поэтому многие балерины именно с ним хотели танцевать самые сложные спектакли.
Особую триумфальную популярность принесло ему исполнение знаменитого Гопака. Этот концертный номер был поставлен Захаровым специально для него. Когда Фарманянц из задней кулисы на невероятной высоте вылетал на сцену в жете, в огненных шароварах, в зрительном зале наступал шок, переходивший в продолжительные аплодисменты.
Вместе с труппой Большого театра Г.К. Фарманянц объехал много стран. Выезжал он и в составе больших сборных концертов вместе с другими прославленными коллективами, например с хором им. Пятницкого, был хорошо знаком с Татьяной Алексеевной Устиновой и с Владимиром Шубариным, который был солистом в танцевальной группе хора. Впоследствии Шубарин стал посещать экспериментальный класс классического танца, где преподавал Фарманянц.
После ухода из театра в 1962 году, Георгий Карапетович продолжил свою творческую биографию в Краснознамённом ансамбле песни и пляски Советской Армии им. Александрова, где он был и солистом-исполнителем, и педагогом, и балетмейстером. Г.К. Фарманянц сочинил ряд сюит и интересных танцевальных композиций. Его очень любили в ансамбле и называли Батей за спокойный характер, за преданность делу и людям. В 1984 г. он переходит на работу в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа.
За все годы работы Георгий Фарманянц проявил себя бесспорным лидером в своём амплуа. Благодаря человеческому обаянию, доброте и удивительной скромности он не имел ни врагов, ни завистников.
Его не стало в 1995 году. Дочь Георгия Карапетовича Екатерина тоже стала балериной. По стопам своего знаменитого деда пошёл и внук Дмитрий. Окончив МГАХ, он сейчас танцует на сцене Большого театра и уже завоевал несколько наград на престижных конкурсах артистов балета в Варне и Москве.

Е.М. Лебедева

Литература:

Звягина С. Его танец был подобен плавному полёту птицы // Большой театр. – 2001. – №8 (дек.). – С.10.
Г.К. Фарманянц // Русский балет: энцикл. словарь. – М., 1997. – С.473.