2011
ТВЕРСКИЕ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Преподобный
Макарий Калязинский (1401-1483)
610 лет со дня рождения

Основатель и игумен одной из самых крупных обителей Тверского княжества(1247–1485 гг.) – Троицкого Калязинского монастыря, преподобный Макарий (в миру – Матвей Кожин), по свидетельству родственницы, старицы Евфросинии, прожил 81 год и преставился 17 марта 1483 г. По православному обычаю, младенец, названный Матвеем, был крещен, вероятно, 16 ноября в день памяти ап. Матфея.
По воспоминаниям Иосифа Волоцкого, преподобный Макарий происходил из рода кашинских бояр Кожиных. Согласно грамоте, хранившейся в семье, дед Матвея был выходцем из Швеции – Юрий Бахты-Франц (в крещении – Ананий). Однако грамота, согласно исследованию историков, документ фальшивый, отражающий скорее генеалогическое пристрастие потомков при получении дворянства, чем исторические факты.
В семье Кожиных кроме Матвея было еще два сына, Александр и Григорий, и дочь Ксения. Александр стал родоначальником дворян Кожиных, Григорий, в постриге Геннадий – известным церковным деятелем Тверского княжества: до 1461 г. он был архимандритом Тверского Отроча монастыря, а с 1461 по 1477 г. – Тверским епископом. Племянник Макария, сын Ксении и дмитровского боярина Ивана Гавренева, Паисий (ум. 1504 г.), стал основателем Угличского Покровского монастыря, причислен к лику святых в конце XVI в.
Сам Матвей, как свидетельствует Житие, с детства имел желание к иноческой жизни, но по настоянию родителей был вынужден жениться на своей сверстнице Елене, происхождение которой исследователи связывают с родом кашинских бояр Яхонтовых. Через три года после свадьбы Матвей потерял жену. Факт «смертоносного» мора, унесшего жизнь Елены, запечатлен в летописях под 6932 (1424) г. Эти сведения, с одной стороны, подтверждают дату рождения калязинского подвижника, которому на ту пору было 19–20 лет, а с другой – время вступления молодых в брак – 1421 г.
После смерти жены Матвей уходит в Кашинский Клобуков монастырь, где принимает монашеский чин и имя Макарий. Однако жизнь в городской обители не удовлетворяла подвижника, желавшего удалиться от ее суетности в пустынь. Испросив разрешения у игумена и по его благословению, Макарий, по свидетельству Иосифа Волоцкого, вместе с семью старцами покидает Клобуков монастырь и поселяется между двух озер недалеко от Кашина на земле некоего Коляги, который из опасения потерять свои владения решается убить преподобного. Сраженный недугом, Коляга просит прощения у Макария, а, исцелившись по его молитве, отдает все свои земли для устроения монастыря. Преподобный Макарий строит вместе со своими единомышленниками храм во имя Святой Троицы, положивший начало новой обители. Построенный монастырь стал называться по имени его основателя «Макариевым», а по имени прежнего землевладельца – «Колязинским».
Добрая слава о Калязинско монастыре быстро содействовала притоку в обитель монахов и пожертвований, что укрепляло морально и материально ее устои. Удачно расположенный на торговом пути, монастырь со временем превратился в крупную феодальную вотчину. Для тверских купцов и путешественников – эта святая земля была последним форпостом, куда заходили молиться наши предки перед отправкой в далекие края. Здесь в 1468 г. получил свое последнее благословение тверской купец Афанасий Никитин.
После присоединени в 1485 г. Тверского княжества к Москве, часть тверской территории, в которую входил Калязинский монастырь, вошла в состав Дмитровского уезда. В 1521 г. при князе Юрии Ивановиче (ум. 1536 г.), брате великого князя всея Руси Василия III (1505–1533 гг.) – один из купцов г. Дмитрова, Михаил Воронков, решил на собственные средства построить в монастыре каменный храм во имя Святой Троицы вместо обветшавшей деревянной церкви. Во время копания рва 26 мая 1521 г. были обретены нетленными мощи основателя монастыря – прп. Макария Колязинского, при открытии которых произошло исцеление больных.
В 1522 или 1523 г. митрополит Даниил (1522–1539 гг.) совершил канонизацию прп. Макария, причислив его к лику местночтимых святых. В 20–30-е гг. XVI столетия были созданы: статья об обретении мощей прп. Макария, Сказание о 90 чудесах и Служба на обретение мощей святого на великой вечерне.
Общерусская канонизация подвижника произошла на Соборе 1547 г. Если в 20-е гг. Макарий Калязинский был, по сути, первым чудотворцем XVI в., то в 1547 г. его статус повысился. Среди 14 подвижников благочестия, причтенных к лику общерусских или местночтимых святых, калязинский подвижник получил особое признание и вместе с митрополитом Ионой, прп. Пафнутием Боровским и архиеп. Иоанном Новгородским был назван «великим чудотворцем».
К Собору 1547 г. были написаны Служба на день памяти Макария и Житие, вошедшее в Великие Минеи Четьи. На основе двух статей 20-х гг. XVI в. была создана новая редакция Сказания об обретении мощей святого с включением 16 рассказов о посмертных чудесах. В предисловии к этой новой статье «списатель» назвал себя автором Жития Макария Калязинского. После Собора 1547 г. была составлена Пространная редакция Жития Макария, в послесловии которой автор сообщил, что статья написана в 64 год со дня смерти святого по хранящимся в монастыре «памятям». Автором обеих редакций Жития является один человек, возможно, подвизавшийся в Калязинском монастыре инок другой обители.
Кроме канонического текста в ряде рукописей XVI–XVII вв. обнаружено бытование 6 списков Службы (из них один канон гласа 8) калязинскому чудотворцу другой редакции. В основе обеих редакций лежит один текст. Изменения, прежде всего, коснулись 9-й песни 1-го канона, в акростихе которой – «МРКЛ» – скрыто имя ее автора, известного гимнографа XVI столетия Маркелла Безбородоео, игумена Хутынского монастыря.
В середине XVI в. было написано Проложное Житие преподобного Макария, повествующее о создании Калязинской обители вблизи города Дмитрова и о западном происхождении святого. Это Житие калязинского чудотворца имеет одну основу с Житием редакции святцев, где всего в нескольких строчках говорится о построении Макарием двух обителей св. Троицы близ Дмитрова и Кашина. Поскольку в актовом и летописном материале нет подтверждения данным о постройке двух монастырей калязинским подвижником, создателями обеих редакций могли быть иноки из других обителей.
В стишном Прологе 60-х гг. XVI в. из Собрания Титова № 239 находится еще одно краткое Житие калязинского чудотворца, написанное, возможно, в середине столетия неизвестным книжником. Редакция Жития стишного Пролога создана на основе текста Минейной редакции Жития Макария Калязинского.
Создание литературных произведений о калязинском подвижнике не ограничено периодами его канонизации в 20-е и 40-е гг. XVI в. В 80-е гг. того же столетия были созданы новые памятники о святом: Слово похвальное и Молитва. Кроме того, Сказание о чудесах в 1584 или следующем году было переработано иноком Макарием, зашифровавшим свое имя в конце статьи в анаграмме. Наконец, в текст Пространной редакции Жития были внесены дополнения (о постничестве младенца по средам и пятницам и о возрасте святого), позволяющие говорить о вариантах памятника.
Появление новых текстов о калязинском чудотворце и редактирование существовавших произведений о нем связано, вероятно, с политической обстановкой в стране после смерти царя Ивана Грозного 18 марта 1584 г. Поводом же к созданию статей послужило чудо, совершившееся 26 июня 1584 г. в обители святого.
В XVII столетии появляются печатные издания Служб и Проложного Жития Макария Калязинского, с которых переписывались новые списки литературных памятников о святом. Кроме указанных проложных редакций в рукописи конца XVII в. из собрания РГИА (Ф. 834. Оп. 2. Д. 1296) мы находим еще два Проложных Жития, основанных на текстах Пространной редакции Жития Макария Калязинского и Сокращенной редакции Сказания об обретении его мощей или статьи 20-х гг. XVI в. В XIX столетии была проведена стилистическая редакция агиографических памятников, посвященных калязинскому чудотворцу.
Подобное обилие редакций литературных памятников о калязинском подвижнике, несомненно, свидетельствует о его широком почитании на Руси. Подвижническая деятельность Макария Калязинского в Слове похвальном уподоблена духовному подвигу Сергия Радонежского. Калязинский чудотворец стал олицетворением защитника отечества, что, вероятно, закрепилось после победы М. Скопина-Шуйского под Калязиным 28 августа 1609 г. и нашло свое выражение в современных справочниках о святых.
Память преподобного Макария празднуется всей Русской Церковью 17 марта и 26 мая (по ст. ст.), а в Калязине до революции отмечали еще и 16 ноября в день его тезоименитства, 18 сентября и 9 октября в дни перенесения мощей. День обретения мощей преподобного в Калязинском монастыре, начиная с середины XIX в., праздновали особенно торжественно: ежегодно 26 мая после литургии совершался крестный ход с обнесением мощей преподобного вокруг устроенного им Троицкого собора.
В Клобукове монастыре долгое время сохранялась деревянная келья, в которой жил прп. Макарий, перестроенная в 1904 г. на средства В.А. Лодыгина и возрожденная в наше время. На родине преподобного, в церкви Рождества Богородицы в его честь был устроен придел, где и по сей день покоятся гробницы его родителей – Василия и Ирины Кожиных и его супруги Елены, почитаемых на кашинской земле подвижников благочестия. Почитали прп. Макария Колязинского и в Твери: так в Тверской классической гимназии на средства дворян губернии была устроена церковь его имени.

Гадалова Г.С.

Литература:

Белюстин И.С. Записка о городе Калязине // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. - СПб., 1861. - Кн. 2, отд. 3. - С. 16-17, прим. 11.
Иосиф Волоколамский (Санин И.И.), прп. Отвещание любозазорным и Сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих // ЧОИДР. 1847. - Кн. 7, отд. 4. - С. 3-14.
Крушельницкая Е.В. Записка о Макарии Калязинском: [тексты и комментарий] // ТОДРЛ. - СПб., 1993. - Т. 46. - С. 308-318.
Пономарева И.Г. Преподобный Макарий Калязинский // Исторический вестник. - 2001. - С. 64-79.
С[оковнин] С. Опыт исторического словаря о всех в истинной православной Греко-российской вере святою непорочною жизнию прославившихся святых мужах. - М., 1784. - С. 142-145.