2011
ТВЕРСКИЕ
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь
(1461)

550 лет со времени первого упоминания в летописи

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, самый знаменитый исторический памятник Краснохолмского и сопредельных с ним районов. Основанный во второй половине 15 века, он стоит в ряду старейших в Тверской области памятников истории и архитектуры федерального значения. Согласно монастырскому летописцу, в 1461 году пришел на берега речки Неледины «из страны Белозерской» священноинок, пустынножитель, старец Антоний. Здесь он заболел и, пользуясь гостеприимством местного землевладельца Афанасия Нелединского, решил остаться надолго. Вскоре он соорудил себе келью и часовню в красивом месте при слиянии рек Могочи и Неледины. Благочестивая жизнь подвижника привлекала к нему много учеников, вместе с которыми он построил деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца. К 1481 году относится закладка каменной церкви, посвященной Николаю Чудотворцу. Основатель монастыря в том году скончался, но строительство храма завершили его ученики во главе с игуменом Германом. Монастырь очень быстро богател, привлекая большое число паломников и послушников. В 1494 году началось строительство еще одного каменного храма во имя святого Димитрия Солунского. Кроме того, в монастыре была построена деревянная церковь святого Макария Египетского.
Первыми благотворителями были владельцы вотчины, на которой стоял монастырь, бояре Нелединские–Мелецкие. Многие представители этого рода сами становились иноками и послушниками этого монастыря. Уже в начале 16 века Николаевский Антониев монастырь занимал среди других русских монастырей весьма достойное место. Каменное строительство тогда могли вести только самые богатые и знатные монастыри, такие как Троице-Сергиев, Чудов и Симонов. Наличие в монастыре к концу 15 века двух каменных зданий - собора и трапезной палаты с теплой церковью – ставит его в один ряд с самыми крупными и известными московскими обителями тех лет. В числе братии монастыря появляются выходцы из знатнейших русских фамилий: Тютчевых, Шереметевых, Бутурлиных, Милюковых, Щербаковых. В.А. Тютчев пожертвовал в 1500 году в пользу монастыря богатое село Сандово. Оказывал поддержку монастырю и владелец Бежецкого Верха угличский князь Андрей Большой, брат Ивана III, пожаловавший деревни Костычево, Нави, Коробово, Мокравицы и Пикалево с лесами, лугами и другими угодьями. В 1421 году Иван III отобрал у князя Андрея Большого Бежецкий Верх и завещал его своему сыну – князю Симеону Калужскому. Первое упоминание о селе Спас на Холму, ставшем впоследствии городом Красный Холм, относится к 1518 году, когда князь Симеон Иванович пожаловал Николаевскому Антониеву монастырю село «Преображенье Спасово да Животворящая Троицы на Холму» и 29 окрестных деревень. После смерти Симеона Калужского Бежецкий Верх стал одним из уездов Московского государства.
Это сейчас монастырь оказался в далекой глубинке. По меркам 15-16 столетий Бежецкий Верх был густонаселенной местностью и по нему проходили важные торговые пути. Не случайно монастыри возникали именно в таких местах, да и сами они немало способствовали освоению прилегающей территории. Поэтому правительство давало важным монастырям различные льготы и щедрые подарки. Так, царь Иван Грозный сделал в Антониев монастырь солидный вклад из двенадцати икон в серебряных окладах.
С конца 15 до конца 16 веков монастырь был одним из богатейших вотчинников, а также центром русской культуры и просвещения.
От этого времени сохранились остатки Никольского собора (1481-1493гг.). Несмотря на отдельные переделки и достройки, он сохранялся в сравнительно хорошем состоянии вплоть до 1930-х годов. В эти годы здание пострадало, лишившись всех сводов с главой, апсид алтаря и внутренних конструкций. К настоящему времени от него остались только три стены – северная, западная и южная, почти на всю высоту, на стенах еще видны следы фресок. Время все-таки пощадило этот незаурядный памятник, хотя он остро нуждается в срочной консервации. Находясь на территории нынешней Тверской области, Никольский собор является памятником московского зодчества, он построен в технике, характерной для ряда московских построек конца 15-начала 16 веков, среди которых и Успенский собор московского кремля, возведенный в 1475-1479 годах. Применение новой техники совмещения строительных материалов – белого камня и кирпича соотносят с работами приглашенных на Русь иноземных зодчих, которых называли фрязинами. Поставленный прямо на землю, с массивными стенами, собор производил впечатление грузного и приземистого здания, исполненного в то же время внутренней собранности, мощи и силы. Никольский собор - уникальный памятник, опередивший столичную архитектуру в развитии почти на целое десятилетие. Это одно из древнейших каменных зданий на территории Тверской области.
Остальные сохранившиеся постройки монастыря: Церковь Покрова Богоматери (1590-1594), церковь Вознесения Господня (1690), корпуса с проездными вратами (1690-1697), братские кельи (1685), северо-восточная башня ограды (1697), настоятельский корпус (1748) относятся к сложным временам русской истории. Тогда монастырь был одним из крупнейших вотчинников округи. В монастыре велось образцовое хозяйство. К счастью, сохранилась солидная часть монастырского архива, которая находится в Государственном архиве Тверской области. В хорошие времена монастырь давал работу всей округе, а в тяжкие смутные – спасал от голода. Как и весь Замосковный край, монастырь сильно пострадал от польско-литовского нашествия, в самые напряженные моменты братия с игуменом, спрятав ценности, скрывалась в Бежецке. Архив монастыря сохранил свидетельства участия монахов в освободительном движении русского народа от иноземных завоевателей. «Да воеводе Михайле Васильевичу Скопину дан в корм бык», гласит запись в документе. После освобождения от интервентов, владения монастыря стали увеличиваться, так как возвращались на старые места бежавшие от интервентов крестьяне, принимались на монастырские земли переселенцы – карелы. В 17 веке в монастыре велось активное строительство. В 1760-х годах монастырю принадлежало 4620 душ крестьян мужского пола, 5 мельниц, 130 лошадей, 365 коров и быков, 80 телят и другое имущество. К нему был приписан Бежецкий Введенский монастырь. Монастырь имел два подворья в Москве и в Бежецке. Реформа 1764 года лишила монастыри всех земельных владений. Значение монастыря резко снизилось. Однако Краснохолмский монастырь остался одним из важных центров иноческого жития на Тверской земле. На богомолье в Антониев монастырь приезжали представители старинных русских родов, чьи предки были похоронены на монастырском кладбище: Милюковы, Щербаковы, Шереметевы, Тютчевы, Непейцыны, Бутурлины, Орловы, Зиновьевы и другие. Посещал монастырь известный церковный деятель прошлого Филарет (Дроздов).
В 1920-е годы монастырь был упразднен, и его постигла судьба многих разоренных обителей. Церковные ценности были вывезены, коллекции разрознены, уцелело очень немногое. Постройки монастыря долгое время использовались под жилье и хозяйственные нужды. Разместившийся в монастыре «Жилкомхоз» имел скотный двор, курятник, кроликовую ферму. В те времена была разобрана монастырская ограда, частично пострадали другие постройки. Жилые коммунальные квартиры сохранялись почти до конца 20 века. Во время постсоветской перестройки помещения монастыря оказались бесхозными. После этого руины стали подвергаться разборке местными жителями на кирпич, сохранность памятников 15-17 веков значительно ухудшилась.
Серьезная озабоченность научных и общественных кругов состоянием уникальных памятников стала звучать несколько лет назад. Были проведены археологические работы. Состоялось несколько конференций и круглый стол на тему сохранения оставшихся памятников.
Консервация памятников и возрождение монашеской жизни даст возможность привлечь необходимые средства для сохранения уникального историко-культурного объекта.

Н.Р. Козлова

Литература:

Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии. – Тверь, 1883.
Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. – Тверь, 1904.
Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. – М., 1879.
Крылов Л.И. Г.Красный Холм и его соборы. – Тверь, 1913.
Край Краснохолмский: сб. статей; исследования краеведов; хроника событий. – Тверь, 2004.
Летописец об основании Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Тверская классика. – Тверь, 2005. – С.310-314.
Романенко Е.В. Антоний Краснохолмский (+ 1481) // Православная энциклопедия. – М., 2001. – С. 669.
Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть 15 века) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. – М., 1991. – С. 3-27.
Булкин В.А. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря: материалы исследований. – М., 2001.