Тверская заступница,
реликвия Аваевых
Икона Божьей матери "Всех скорбящих Радосте" |
Наша газета продолжает рассказ о купеческой династии Аваевых. Фамилия, которая с 1867 года носит звание потомственных
почетных граждан, была широко известна в Твери своей обширной
благотворительностью.
О духовном подвиге этих просвещенных и благородных тверитян расскажет книга Светланы Костенко, работа над которой
завершается. Сегодня мы публикуем отрывок из будущей книги.
Для нас сегодня важно помнить и знать одно - любым
поступком Аваевых, будь он велик иль мал, руководили прежде всего
деятельное участие, помощь и забота о самых незащищенных и слабых.
Именно для них богатый и знатный купец Василий
Петрович Аваев на пожертвованный капитал построил первую бесплатную
лечебницу. Спустя двадцать с лишним лет, в 1899 году, Елизавета Ивановна
Аваева достраивает к Аваевской больнице домовую церковь. Ибо убеждена,
что “призреваемые больные лишены возможности получать полное
удовлетворение своих религиозных чувств”. А значит, в полной мере им
недостает душевного тепла и покоя.
Освящение церкви во имя иконы Божией Матери Всех
Скорбящих Радосте было назначено глубокой осенью 1899 года. В то уже
по-зимнему студеное утро в Затьмачье спешил народ. Чин освящения
проводил архиепископ Димитрий. Кто побогаче, ехали на конках с
извозчиками, кто победнее - шли пешком в самый конец Никольской улицы
(ныне ул. С.Перовской), где целый квартал занимала Аваевская больница.
Просторный двор с большим садом отделял больничные строения от жилых
домов. Все тут изначально было продумано по-купечески основательно, с
грамотным инженерным и хозяйским расчетом. Чтоб и больничному люду было
хорошо, и соседям спокойно. Так шли годы и десятилетия.
И вот скоро, в октябре 2003 года, Аваевская больница
отпразднует 125-летие. Так было угодно провидению… Но время и люди
пощадили главный больничный корпус - один из красивейших памятников
архитектуры Твери конца ХlХ века. Последние годы здесь располагалась
поликлиника. И по сей день служат крепко поставленные двери при входе в
больницу. Слева - теплая уютная швейцарская с окном, выходящим прямо на
Никольскую улицу. Напротив - чугунная узорчатая ограда, тут же ворота с
калиткою. Так что всех входящих, невзирая на чины, швейцар встречал
прямо у порога.
Старая фотография 1900 года дает представление о
богатом внутреннем убранстве храма и самом иконостасе, изукрашенном
резьбой тонкой ручной работы. И как бы ни были сухи и лаконичны архивные
документы, они все же доносят до нас живой голос мастера.
“1899 года, июля 10 дня я, нижеподписавшийся тверской
мещанин Яков Иванов Никифоров взял подряд на устройство иконостаса.
Иконостас должен быть устроен с чистой резной работой липового дерева, а
киот из елового, и поставлен на место не позднее 20 октября. Если же
работы не будут закончены к означенному сроку, то все устроенное мною
поступает в распоряжение комиссии безо всякого за то вознаграждения”.
Слово свое Яков Никифоров сдержал. И спустя три
месяца представил комиссии работу изумительной красоты. Следом из Москвы
уже шли искусно исполненные иконописцем Михаилом Егоровым иконы на
золотом чеканном фоне с эмалью.
Главная же храмовая икона - Богоматерь Всех Скорбящих
Радосте перешла из больничной молельни в новый храм. Подаренная в свое
время Василием Петровичем Аваевым, она была особенно почитаема в
больнице. Вот и продолжательница его дела Елизавета Ивановна Аваева храм
построила именно в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте.
Более тридцати лет служил он людям. Но в пору безбожья был
переоборудован под иные нужды. Все, чему поклонялись, что свято берегли
люди, исчезло, испарилось бесследно. Казалось, пропала сама фамилия
Аваевых…
Но нынешним летом случилась неожиданная встреча,
решившая столь многое. Пятнадцать лет назад Любовь Михайловна Исханова
вернулась в родные тверские края. Вот что она рассказала:
- Бабушка наша, Прасковья Федоровна, еще была жива.
Дед Николай Дмитриевич - он прямой потомок Аваевых - умер очень рано.
Бабушка прожила почти сто лет. Любила рассказывать, как дружила ее
свекровь с семьей Морозовых, в гости на чай ходили. А вот об Аваевых
словно побаивалась. Только нам частенько приговаривала: “Помните,
девчонки, вы из старинного купеческого рода”. Даже перед смертью
наказывала не об этом. Помню, была у бабушки небольшая иконка Богоматери
с грошиками. Мы в детстве, пока бабушка не видит, всё пытались
сковырнуть те блестящие кружочки. Говорили, что икона эта из храма
Аваевской больницы. Помню еще и другое. В школе нам как-то объявили:
“Пойдем по домам с проверкой. У кого найдем иконы, будем исключать из
комсомола”. Мы бегом домой, иконы поснимали - и под кровать. А ту, с
грошиками, подальше упрятали. Бабушка про нее все твердила нам:
“Берегите. Это наша, семейная. Чаще обращайтесь к ней”.
…Русские люди всегда особо почитали Божию Матерь. К
ней прибегали за поддержкой и помощью, ее молили о спасении. Повсеместно
распространено было почибание Скорбященской Богоматери. На всех списках
она по канону в окружении людей страдающих. Заступницей небесной зовут
ее люди.
Икона Божьей матери всех скорбящих с грошиками |
К нашей великой радости, больничный храм Аваевской
больницы ожил. По решению Епархиального совета он назван в честь
Скорбященской Богоматери (с грошиками). История этой иконы очень
интересна. Осенью 1888 года в пригороде Санкт-Петербурга разразилась
страшная гроза. Молния ударила прямо в часовню, где находился образ
Богоматери. Все внутри оказалось обожженным дочерна. Осталась невредимою
лишь эта икона. Кружка для пожертвований разлетелась вдребезги, а медные
грошики так навсегда и приклеились к иконе, дав ей свое название.
Эти грошики, словно слезы людские, с которыми шли к
Богоматери люди. Так же, с болью и слезами, писались многие страницы
аваевских судеб в двадцатом веке. Некогда уважаемая и знатная фамилия
для тех, кто носил ее, обернулась своей горестной стороной. Этих людей
могли уволить с работы без объяснения причин, приостановить их
продвижение по службе, отказать в рекомендации на учебу. Недаром Аваевы
были вынуждены скрывать свое происхождение, лишний раз не упоминать
имени рода, тщательно охраняя семейную тайну.
Только в последние годы поникшие ветви мощного
когда-то родословного древа начали оживать. Сегодняшние Аваевы пытаются
найти свои “листочки” на нем. Потомкам и гражданам города надо сделать
все, чтобы снова зашумела зеленой листвой крона древа могучего
российского рода, что прославил себя милосердием во имя нашей единой
Твери.
Костенко С.
Оригинальный текст статьи в архиве газеты
Тверская жизнь
9 ноября 2002 г. (суббота) 25095-202 (архивный выпуск)