. | БОРИС МИХНЯ из книги
Едва-едва касаясь волн лесных, и вверх свой взгляд усталый уперев, я лег, уняв волнение дерев, и ниже леса небо уронив. Вверху не оставалось ничего. К земле неузнанной всем телом я приник. До нового паденья моего остался миг.
Все так же скачет по камням
зверье, пусты артерии. Пусты и русла рек. И глаз не чувствуют пустые взмахи век. И только ветер выдувает колос, гудит в колосьях, как в стволах рожков. Как маленькие головы божков, стучит зерно, и обретает голос. И гром горбатый темным далям мост. И небо злак впускает поневоле. Корнями черными вонзенное в мой мозг, льет свет и пляшет желтых молний поле.
Мои глаза – небесные кроты. Я рою ночь. Зрачки глотают звезды. Я все иду, плечом толкая воздух и углубляюсь в звездные ряды. Но здесь наружу не ведут следы. В меня несется тот же звездный бриз. И беспредельность бесполезной высоты мне угрожающе распахивает низ.
Придут сегодня. Заберут подушку. И кровообращение мое нарушится. И некто за полушку отходную мне хрипло пропоет. Но слушателей у него не будет. Я умер. Сам же некто – глух. И только утром мой отход осудит всю ночь чего–то слышавший петух. Но если трезво – кто бы мог придти? Кто знает, где я? Кто так прозорлив? И ложный страх мне помогает отвести такой же ложной радости прилив.
Я жив не за обложками журнала. Мне чувств моих не уберечь в тома. В сверкающих ухабах карнавала искрит тщеславных взглядов бахрома. И на краю крушенья и обвала, что как бы жизнь меня ни воровала – оградой мне гремят ее грома.
Может быть, мне сладка эта
небыль, За домами обломано солнце. Нет здесь музыки – ветер так скуп. И с дождем выпадающий стронций ловишь ты всею нежностью губ.
Незнакомые птицы с берегов незнакомого леса бросят крики тугие дрожать на лесные полы, завладеют душою, и криков сиротская месса, переполнит меня и, разлившись, ударит в стволы. И чтоб выросла буря, осторожно закрою я веки, и не выпустит птиц прижавшая веки рука. И, наполнившись шумом, дотоле недвижные реки двинут воды свои и осмотрят свои берега.
Все уступив, что он себе оставил? Две капли сожаленья для того, чтоб, скомканные в тучах, дождь расправил персты свои на голову его.
Афишу дня всю сразу не прочесть. Здесь ветер – объявление о ветре. Неуловимость гамм в едином спектре безмолвия – литаврам грома месть. Здесь голос птиц – неведомая притча. И пугала внимают им, кренясь. Всей силой глаз слепых на птиц воззрясь, следят полета темное величье. Поэт идет с вершин косноязычья. Боготворить распластанного в грязь. Так в воротник рассвета затворясь, под кожу дня струится клекот птичий. И даль афиш умрет в молве огней, читать, оставив клинопись пожара. И вечный корень вечного угара лишь таянье ступни в палатах дней.
Выдох, вопль и сияние тубы Как оркестра глухой барабанщик,
О, как сильны мои родители и
дети! О, как полна моя удача жить на свете! И как она обогатит небытие …
Сегодня небосвод расколот, снег опускается на город, вверх поднимая фонари. И я боюсь – вот наважденье, смотрю на Вас не без помех: вдруг состоится вознесенье, и Вы уйдете в снег, наверх …
Понимают ли шифр
приговора Свет луны – ореол главаря – за тобою плывет с высоты, и, качнувши луну января, в подворотне скрываешься ты. На нечаянной координате получил ты свой нынешний статус. А то спорил бы в римском сенате среди собственных мраморных статуй. При решении важных вопросов, при подсчете, один голосуя, оставлял бы сенаторов с носом – и число своих статуй плюсуя. И взрывался б сенат, потрясен, заражен гомерическим смехом. И стучал бы до наших времен этот смех гомерическим эхом. Стеклодув, выдувая сосуд, оставляет свой голос в сосуде. Так и носит томящийся люд пустоту вместе с тайной прелюдий. Понимают ли шифр приговора застекленные дымом разлуки? На руках бы носил тебя форум, из хитонов повыпростав руки.
Валерию Дрожжину Нет, я не умер. Траву перебирает шум былинный.
Легко, и кажется, что гулко, но тихо снег ложится в снег. И в снег бесшумный на прогулку идет бесшумно человек. Дома поставлены, забыты. Пустынны улицы вдали. Огней печаль – следы попыток путь проложить поверх Земли. Снег шел, кружил, без слов лежал, шагов далеких ожидая. Тебе бы я принадлежал, но край крадет меня у края.
Почему осторожно ступаешь и так тихо роняешь глаза? И зачем многолюдный вокзал ты движением губ унимаешь? Может быть, в это самое время ты находишься где – то еще? Почему белизна твоих щек мне несет и какое – то бремя? Почему ты мерещишься мне? И откуда такая покорность? И откуда шагов твоих корни проступают в моей тишине? Совершенно ли мир утаен? Я подвержен господнему мщенью. Репетируй, то шаг возвращенья с небогатых моих похорон. Видишь ворох каких – то бумаг – и отравы моей, и игры? Упаси расплескать мне миры – сохрани, сохрани этот шаг. И как в сумерках гаснет лоза, в залах мозга ты медленно таешь … Почему осторожно ступаешь и так тихо роняешь глаза?
Мне стыдно быть тобою нелюбимым. Ты нелюбовию себя не попрекай. При встрече дай мне сил промчаться мимо, и воли дай мне вымолвить: “Прощай”.
Товарный поезд неодушевлен … Действительность легко берет разбег: всего: идет – произнеси – со словом – снег … Единственною бездной поражен: невоодушевленный человек. Стряхни мне пепел с пораженных век.
По морозу босой шатко ока крыльцо снеговою грозой разражалось лицо. На широком татами белолицых снежений повествуешь прыжками мне свое отношенье. Этот лед перегрызть гром гуляет в глаза в каждом взгляде корысть обрести небеса На обочинах арф губы вмиг мои стерла И следов твоих шарф иссечет мое горло.
Здравствуйте, черные дыры! Выровнять – ляжешь костьми. Было: свидание с миром. Стало: свиданье с людьми. Силе твоих причитаний,
И снова – голос глубины, глубин, не вынесенных мною, так тяготится глубь листвою – надежды недр задернуты корою, корнями в кроны перенесены. Мое дыханье только нежный щит, ютящийся у самых губ игры. И осень – тихий занавес жары. За занавесом скрученным коры какой театр дерево таит. На тучу солнце всходит, как на бруствер. Подземный вихрь, рисуй узор листа, и в тучи солнц бросая тень куста, замри на миг, остынь в мои уста, театр недр – мое пространство чувства.
Твой желудок и узок, и пуст. Тот, кому не сулит ничего танец пчел возле рта твоего – не товарищ тебе, златоуст. Два бельма гасят глаз твоих угли. Ты – хозяин, и все же в гостях. И не ты заблудился впотьмах – Это дали от ветра распухли. Незаметно восходит трава прямо в небо, изрытое оспой. От дерев отрываешь едва свои в ветви вплетенные космы. И покуда идешь, полуночник, у тебя с каждым деревом так. И вселенского ветра источник твой от дерева к дереву шаг.
Я хочу научиться ловить ведрами ветер. И стать ведущим специалистом в этой области. У меня уже есть несколько профессиональных секретов: я знаю, каким должно быть ведро и в какую погоду мне будет сопутствовать удача. Но мой товарищ говорит, что этим много не заработаешь. Звериная проницательность.
Как будто сам себе я незнаком, входил я в город, камни в каплях пота. Ладони мял я в воздухе сыром – казалось мне, что мнет ладони кто–то, решая, где скользить мне в лабиринт, где голову задрать, где замереть, где, расправляя сбитый улиц бинт и глаз не закрывая, умереть; как, умерев, остаться мне живым и снова отмечать подвохи грез, как сделать, чтобы дворник не донес, мол, умер я и обнаружен им.
Говорил ты, что нет на земле захолустья, где угодно в две черные чашечки грусти опускается дерево, отделившись от птиц, не затронувши влаги на вершинах ресниц.
В жилах зари зреют зола и руда. Полусвет, полутьма – жизни моей торжество. Грозный соперник у самого сильного я – никогда. Цель моей жизни поставлена – для ничего. Территория бреда, может быть, долговечнее
камня, начиная от волн, ставших скрипами ставней, распрямляющих крылья ворон, чей случаен ночлег. Столкновения волн постепенно решают задачу: прекратить океан, превратить его в пыльный карьер. Дремлют в дереве волны. Океанской дремотой охвачен, побережьем ресниц проносит прибой землемер. Камень пылью возносится в яме небесной. В столкновении туч слышится – грохот камней. Территория звёзд – подсвеченный камень воскресший – захлёстнута волнами дней. Пену морскую и камня полёт в себе заключает звезда. Движимы взрывом пределы астральной отчизны, чтоб попытаться когда-нибудь дать моему никогда – территорию бреда, территорию жизни.
М. Э. Интересно смотреть мне И не жажда моя сотворить – Интересно смотреть мне Научился паясничать, Интересно смотреть мне А когда меня вынесло Интересно смотреть мне – Взгляд, изранивший небо, Лень пленять. Интересно смотреть мне Освещенный затменьем, Оглашая пустынные своды заката,
|
. |
[Борис Михня] [Тверские авторы] [На главную страницу]
Опубликовано 13.02.2002 |