Создание модельных
публичных библиотек на селе 


Модельные библиотеки:

Брусовская Удомельской ЦБС
Зеленогорская Вышневолоцкой ЦБС
Мирновская Торжокской ЦБС
Плоскошская Торопецкой ЦБС
Славковская Кашинской ЦБС.

Реализация проекта

Первый год работы модельных библиотек

На главную страницу проекта

 

Плоскошская сельская библиотека-филиал
Торопецкой ЦБС

Адрес: 172870 Тверская область, Торопецкий район, п/о Плоскошь, п. Плоскошь, ул. Советская, д. 22
Телефон
: (082) 68-2-61-94
E-mail: ploskosh@trp.tver.ru
Заведующая библиотекой: Светлана Александровна Лебедева

Информационная страница на сайте проекта “Создание модельных публичных библиотек на селе” РОО “Открытая Россия”:
http://libraries.ru/libraries/48.html

Информационная страница на портале Library.ru:
http://www.library.ru/1/madb/projects/selo/ploskoshskaya.php

 

 

Плоскоши – центр актуальной информации на селе

С.А. Лебедева,
зав. Плоскошским
сельским филиалом
Торопецкой ЦБС.

11 ноября 2002 года состоялось открытие Плоскошской модельной публичной библиотеки. Подводя итоги минувшего этапа, можно сказать, что сельская библиотека в Плоскоши в состоянии обеспечить жителей округа актуальной информацией на основе обновленных фондов, компьютерных технологий и современных технических средств.

Прежде всего, в рамках проекта фонд пополнился новыми книгами. Исследование читательских формуляров выявило наиболее спрашиваемые из них. Это учебники московских издательств за 2001-2002 годы: Кравченко А.И. “Общая социология”, “Экономика: Практикум для учащихся”, Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. “Курс делопроизводства”, Ивашковский С.М. “Микроэкономика”, “Психология и этика деловых отношений. Также популярны и справочные издания. Дети с удовольствием обращаются к серийным энциклопедиям: “Я познаю мир”, “Что есть Что”, “Что? Где? Когда? Зачем? Почему?”. Они читают энциклопедии по географии, биологии, технике, справочники по математике, физике, химии, литературе и другие. Взрослые отдают предпочтение следующим изданиям: “Энциклопедия заблуждений”, “Энциклопедия комнатных растений”, “Иллюстрированная энциклопедия кошек”, “Иллюстрированная энциклопедия собак”, “Практическая фитотерапия”, “100 великих имен”.

Появление современных книг и энциклопедий, АВ-материалов, электронных изданий, подключение к интернет усилили образовательную функцию библиотеки, ее влияние на самообразовательный процесс. Вместе с учителями мы овладевали такими новыми для нас формами работы, как видеоуроки и видеовикторины. На Неделе экологии учащиеся с огромным интересом знакомились с книжной выставкой “Секреты природы”, слушали выступление учителя биологии, смотрели видеофильмы “Увлекательная природа”, “Экология. Нетрадиционная энергетика”, “Экология. Охрана природы”, “Мир животных”, “Многообразие животного мира”, “Природные сообщества”. На Неделе искусства просмотр CD-ROM “Репин И.Е. (живопись)”, “Русский музей. Живопись”, “Современное российское искусство”, “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства” сочетался с викторинами. Во время Недели Памяти, посвященной Великой Отечественной войне, школьники с 5 по 11 класс посетили видеоуроки и посмотрели фильм “Звезда”. Активно применяют технические новинки преподаватели литературы. Для изучения творчества писателей они использовали электронные диски: “Достоевский. Полное собрание сочинений”, “Толстой. Полное собрание сочинений”, “Пушкин. Полное собрание сочинений”, “Чехов. Полное собрание сочинений”, “Тверские авторы”. Для эффективного обращения имеющихся документов на непечатных носителях библиотекари составили и распространили среди учителей списки CD-ROM, образовательных, художественных видео и аудиоизданий. Преподаватели средней и коррекционной специализированной школ использовали ресурсы интернета при подготовке уроков, семинаров, повышении квалификации, осуществляя поиск по темам: “Полководцы древней Руси”, “История Олимпийских игр”, “Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы”, “Воспитание ребенка с отклонениями в развитии”, “Гигиена подростков”.

Очень велик интерес к компьютерам у сельской молодежи. Нам пришлось регулировать резко возросшее число посещений, и мы ввели предварительную запись на пользование ПК. Теперь читатели могут спокойно работать, играть, заниматься. Школьники осваивали компьютеры не только на занятиях информатики в школе, но и получали новые навыки работы на них в библиотеке. Ребята научились работать с дисками. Из имеющихся 83 CD-ROM наибольшей популярностью у читателей пользуются: “Автомобильная энциклопедия”, “Александр и Наполеон”, “Русский музей. Живопись”, “Современное российское искусство, “Шедевры музыки”, “RedShift 3. Виртуальный планетарий”, “Храм Христа Спасителя”, “Энциклопедия персонального компьютера КиМ”, “Энциклопедия этикета КиМ.”. Многие научились рисовать в программе графический редактор своих друзей, дома, природу, животных, цветы. Используется компьютер в оформлении школьных классов. Школьники печатают для стендов списки учащихся, дежурных, составляют календари наблюдений за природой.

Безусловно, для молодежи очень привлекателен интернет. Вначале школьники посещали только музыкальные и спортивные сайты. Затем по мере его постижения ребята научились находить материалы для контрольных, сочинений, уроков. Так учащиеся 10-х классов для уроков химии нашли сообщения по темам: “Алкины”, “Углеводороды”; географии - “Рыночная система хозяйствования”; литературы - “М. Лермонтов на Кавказе”. Вскоре и студенты, обучающиеся за пределами поселка, приезжая домой, спешили воспользоваться техническими возможностями библиотеки.

А новые возможности еще и позволяют слушать записи групп “Ария”, “Кино”, “Король и шут”, песни, оперные арии, романсы в исполнении Н. Баскова, что многие посетители и делают с удовольствием.

Появление техники внесло разнообразие и в справочно-библиографическую работу. При выполнении тематических запросов: “Литература древнего мира”, “Биография М. Булгакова”, “Жизнь и творчество С. Есенина”, “История создания романа “Петр 1”, “История русской армии”, “Художники 19 века”, “Компьютер в школе”, “Обучение информатике”, “Праздничные поздравления” применялись все ресурсы, предоставленные по проекту “Создание модельных публичных библиотек на селе”.

В целях эффективности библиотечного обслуживания, мы стали оказывать населению сервисные услуги: ксерокопирование, распечатка, сканирование текстов и изображений, предоставление ПК для индивидуальных занятий. Самой популярной оказалась услуга по копированию документов. Библиотека иногда выполняла в день по 100 заявок. Местные жители очень рады, ведь теперь им не нужно ехать за 45 км в районный центр, чтобы сделать копию или напечатать документ.

Участие в проекте помогло нам укрепить связи с местной администрацией. Еще летом 2002 года, занимаясь ремонтом библиотеки, мы тесно сотрудничали с главой администрации В.В. Антоновым и главным бухгалтером Э.Я. Тороп. И сегодня эти связи не распались, мы помогаем сельской администрации в оформительской работе, проводим по ее просьбе экскурсии по библиотеке для глав местных администраций района, участников различных совещаний. Наше сотрудничество взаимовыгодно. Так для подготовки буклета “Из истории Плоскошской земли” работники администрации предоставили нам исторические материалы.

Наши односельчане, жители близлежащих деревень активно поддержали идею модельной библиотеки, с удовольствием посещают наши мероприятия, с благодарностью пользуются услугами. И, возможно, появление техники в стенах библиотеки дало толчок приобретению компьютеров некоторыми плоскошинцами. Мы, библиотекари, гордимся, что попали в этот проект, что получили новые навыки и знания и можем научить своих земляков тому, что освоили сами. Мы сделаем все возможное, чтобы техника в нашей библиотеке приносила пользу людям долгие годы.

 


[Проекты] [Научно-методический отдел] [На главную страницу]