Создание модельных
публичных библиотек на селе 


Модельные библиотеки:

Брусовская Удомельской ЦБС
Зеленогорская Вышневолоцкой ЦБС
Мирновская Торжокской ЦБС
Плоскошская Торопецкой ЦБС
Славковская Кашинской ЦБС.

Реализация проекта

Первый год работы модельных библиотек

На главную страницу проекта

 

Брусовская сельская библиотека-филиал
Удомельской ЦБС

Адрес: 171870 Тверская область, Удомельский район, п/о Брусово, с. Брусово, ул. Райсовета
Телефон: (082) 55-7-13-42
E-mail:
bruslib@mail.ru
http://brusovo.tverlib.ru/
Заведующая библиотекой: Марина Айдаровна Блюдова

Информационная страница на сайте проекта “Создание модельных публичных библиотек на селе” РОО “Открытая Россия” http://libraries.ru/libraries/58.html

Информационная страница на портале Library.ru:
http://www.library.ru/1/madb/projects/selo/brusovskaya.php

 

Из опыта работы информационно-образовательного центра “СТЕП”
(Брусовская сельская библиотека Удомельской ЦБС)

Л.И. Стасенко,
заведующая библиотекой
М.А. Блюдова,библиотекарь

Вот и прошёл год с того момента, как наша библиотека стала участницей проекта “Создание модельных публичных библиотек на селе”. На базе библиотеки в 2002 г. открылся информационно-образовательный центр “СТЕП” с широким спектром информационных, образовательных, сервисных услуг, основанных на компьютерных технологиях и богатой коллекции справочных, энциклопедических и художественных изданий. На его презентации присутствовали жители Брусовского сельского округа, местная интеллигенция, читатели библиотеки всех возрастов, представители администрации Удомельского района, Удомельской ЦБС, отдела по делам молодёжи, культуры и спорта.

Открытие центра сыграло большую роль в развитии положительного имиджа библиотеки. Значительно изменился состав пользователей библиотеки. Теперь качественную, своевременную информацию могут получать не только учащиеся и студенты, но и преподаватели, специалисты, руководители учреждений и организаций.

Фонд библиотеки пополнился новыми книгами, образовательными, обучающими, игровыми CD-ROM, познавательными и художественными видеофильмами, музыкальными компакт-дисками, видео, аудио, мультимедийными изданиями. Реконструкция фонда открытого доступа, позволила детям и взрослым свободно ориентироваться во всем многообразии источников информации, самостоятельно выбирать книги, журналы, газеты, буклеты, указатели, справочники, другие документы. Открытый доступ из 8 модулей оформлен в едином художественном стиле, включая рубрики, разделители. Систематически-алфавитная расстановка фонда сочетается с организацией тематических, жанровых выставок самого разного формата.

I модуль - “Универсальные знания”. Содержит литературу по отраслям знаний со 2 по 92 раздел таблиц ББК. Здесь выделены тематические полки: “Мастерам и мастерицам”, “Любимое блюдо”, “Сад и огород”, “Будьте здоровы”, “По странам и континентам”. Тематическая полка “Мастерам и мастерицам” включает, например, литературу из следующих разделов ББК: 32 - радиотехника, 36 - пищевое производство, 37.279 - домоводство, 38.625 - каменные работы (технология каменной кладки), 38.635 - плотничные и столярные работы и другие. В этом модуле особенно много ссылок, например: “Психическое развитие детей” см. в разделе 88.8, “Гигиена питания” см. в разделе 51.23.

II модуль - “Мировая литература”. Включает книги зарубежных авторов, расставленные в алфавите стран: Англия, Болгария, Германия и так далее. Оформлены персональные разделители писателей с их портретами: А. Дюма, Д. Лондон и т.д.

III модуль - “Русская литература”. Состоит из двух больших разделов “Классики” и “Современники”. Внутри разделов алфавитная расстановка. Красочные разделители с портретами писателей выделяют наиболее популярных авторов – М. Алексеева, М. Горького, К. Паустовского. Внутриполочные выставки в этом разделе посвящаются датам литературного календаря или выходу в свет новой книги.

IV модуль - “Жизнь замечательных людей”. Посвящен учёным, актёрам, художникам, музыкантам. Широко используется система ссылок и отсылок. Например, “О жизни и творчестве музыкантов” см. также в разделе 85.3 музыка и зрелищные искусства.

V модуль - “Литература ближнего зарубежья”. Выделены наиболее популярные писатели - Ч. Айтматов, В. Быков и др.

VI модуль - “Лира”. Представлены поэтические произведения мировой литературы, включая и творчество русских поэтов. Расположены тематические полки: “Великая Отечественная война в поэзии”, “Образ матери”, “Времена года”, “Любовная лирика”.

VII модуль - “Любимое чтиво”. Имеет разделы: “Детективы, фантастика, приключения”, “Ещё раз про любовь”, “Времена и люди”, “Молодёжный калейдоскоп”.

VIII модуль - “Край любимый”. Собрана краеведческая литература.

Для отдельных групп пользователей разработаны тематические комплексы: “ВУЗобоз” - учебная литература для студентов, “Открывая своё дело” - для предпринимателей, “Трудоустройство” - для людей, озабоченных поиском работы, “Новые информационные технологии тебе, учитель” - для преподавателей, “Класс+” - справочные издания для школьников, “36,6” - литература по медицине для всех групп.

Для старшеклассников открытый доступ представлен в виде макета парусника “Книжное море”, разделителями которого служат паруса с рубриками: “Белеет парус одинокий”, “Сокровищница классики”, “Родник поэзии”, “Живая планета”, “Увидеть и увлечься”, “Земля-кормилица”, “С головы до пят”, “Из времён незапамятных”, “В человеке должно быть всё прекрасно”. Внутриполочные выставки “Авантюра”, “Молодёжный коктейль” рассказывают о приключениях, путешествиях, фантастике; о проблемах спорта, любви, досуга, учёбы, моды. Посетители считают такую расстановку фонда удобной. Задачи, поставленные при его организации, решены. Возрос уровень обслуживания читателей, которые в большинстве своем находят необходимые издания, не обращаясь к помощи библиотекарей. Пользователь получил возможность свободного выбора документов на различных носителях, т. к. они представлены на выставках наряду с печатными изданиями.

Библиотечные мероприятия иллюстрируются теперь звуковыми и видеозарисовками, и посетители их воспринимают ярче, образнее. Воспитанникам детского сада нравятся “Игровые минутки” с просмотром мультфильмов из собрания “Самые любимые мультфильмы”. Совместно со школой в помощь образовательному процессу проводятся уроки, часы информации. Для раскрытия тем “60 лет Сталинградской битвы”, “Мое здоровье”, “Виртуальная экскурсия в Русский музей” использовались CD-ROM “История России: век XX”, “Энциклопедия здоровья КиМ”, “Русский музей. Живопись”. Проходившая в ноябре презентация выставки-диалога для юношества “Охраняю то, что люблю” началась с музыкальной заставки “Пение птиц”, далее сопровождалась музыкой из произведений русских композиторов П. Чайковского, М. Глинки, А. Скрябина. Просмотр фрагментов видеофильмов “Экология. Охрана природы”, “Природные сообщества”, “Многообразие животного мира” дополнил информацию по данной проблеме. Тему “Тайны природы” раскрыл видеофильм “Секреты природы” - своеобразная видеоэнциклопедия для народного образования. “День правовой информации” состоял из выставки новых поступлений книг и CD-ROM, а также лекции специалиста “Информация по правоведению”. Программа “Меломан”, разработанная совместно со школьным преподавателем музыки, опирается на наш фонд аудиоизданий “Антология русской и западноевропейской музыки XII-XX вв.” и включает лекции: “Бах и его современники”, “Русская старинная духовная музыка 16-17 вв.”, “Выдающиеся музыканты” и др. Материалы прошедших в библиотеке мероприятий собраны в папку “Архив нашего творчества”. Это подборки готовых атрибутов и иллюстраций к выставкам, массовым мероприятиям, урокам.

С наличием в библиотеке аудио, видео, мультимедийных изданий информация стала более доступной, наглядной, интересной. CD-ROM “Библиотека школьника”, “Тверские авторы” позволяют допечатывать отсутствующие или малоэкземплярные произведения. Во время мероприятий с использованием CD-ROM применяется такая сервисная программа как “Виртуальная викторина”. Для индивидуальной работы пользователям предлагаются обучающие CD-ROM “Уроки русского языка”, “Практические курсы по информационным технологиям”, “Deutsch”, видеокассеты, аудиокассеты для домашнего прослушивания и просмотра.

Групповые обучающие занятия на ПК мы проводим дифференцированно. Для “новичков” - это игры по развитию навыка обращения с “мышью”, конкурс компьютерного рисунка “Электронная кисточка”, овладение программами текстовый редактор, PowerPoint. Учеба уже имеющих определенные навыки включает работу с CD-ROM и интернет. Всего пользователей центра - 250, из них 150 человек учились в библиотеке, среди них: руководители учреждений культуры и образования, медицинские работники, специалисты администрации сельского округа.

С подключением к сети интернет расширился спектр услуг, оказывается помощь читателям в нахождении сведений и документов, содержащихся во всемирной паутине. Особенно старательно развиваем у учащихся средней школы, студентов умение находить, оценивать и правильно применять электронные ресурсы, обрабатывать полученную информацию. Чтобы подготовиться к занятиям, написать курсовые работы, рефераты, они обращаются на сайты: www.studentu.ru, 4Students.ru и др. Ответ на вопрос “Что такое ЕГЭ?” помогли найти страницы образовательных сайтов. Для удовлетворения досуговых потребностей ребята среднего школьного возраста посещают сайт www.1tv.ru, где собирается информация о звездах кино, шоу-бизнеса. Популярна не только у детей, но и у взрослых коллекция песен сайта www.karaoke.ru.

Интернет открыл новые просторы и возможности для профессиональной деятельности. Это доступ к электронным каталогам, энциклопедиям, ресурсам сайтов библиотек. Мы разыскиваем нормативные документы, методические материалы, сценарии, литературные произведения, которые отсутствуют в фонде библиотеки или имеются в недостаточном количестве. В электронных библиотеках мы смогли найти малоизвестные стихотворения Н. Гумилева, С. Черного.

Такой сервис, как электронная почта, имеет огромное значение для нашей библиотеки. Мы не чувствуем расстояний, активно переписываемся с нашими партнерами: Тверской областной научной библиотекой им. А.М. Горького, коллегами ЦБС “Киевская” г. Москвы, сотрудниками модельных библиотек России, практически мгновенно получаем консультации и разъяснения. Отправляем письма, тексты выступлений, сообщений, фотографии в электронном виде. В случаях, когда мы не находим нужную информацию собственными силами, пользуемся услугами “Виртуальной справки” ЦБС “Киевская”.

Тесное сотрудничество со средствами массовой информации помогает нам в создании положительного имиджа филиала. Благоприятные отзывы о библиотечной жизни, информация о грядущих и прошедших событиях на страницах “Удомельской газеты”, радио и телевидении Удомля-ТВ стали не только упоминанием о существовании нашего учреждения, но и показателем качества его работы. С новым техническим оборудованием мы освоили выпуск многих видов красочной печатной рекламы. Это визитки, закладки, буклеты, пригласительные билеты, афиши, программки. О предстоящих мероприятиях, новинках литературы, новых планах, сценариях мы выпускаем пресс-релизы: “Литературная гостиная приглашает”, “Студентам, абитуриентам предлагаем”, “Этот праздник для вас!”. Изданы буклеты “Брусовская библиотека”, “Информационно-образовательный центр “СТЕП”, каталоги выставок “Охраняю то, что люблю”, “Лен-спутник женской судьбы”, рекомендательные списки литературы “Дайте планете шанс”, “Страницы истории”. Создавая собственное лицо, мы разработали логотип Брусовской библиотеки. Теперь он будет присутствовать на издательской продукции. Наша рекламная деятельность заинтересовала руководителей учреждений и организаций округа. Они обращаются с заказами на выполнение аналогичной работы. Не забыта и так называемая наглядная агитация, оформлены “Инфо-стенд”, красочные вывески.

За прошедший год наша библиотека принимала гостей из библиотек и других учреждений района и области. Мы провели обучающие семинары: “Библиотека в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества” для школьных библиотекарей, “Сельская библиотека: традиции и инновации” совместно с ЦДСЧ им. А.С. Пушкина для заведующих детскими библиотеками области, “Современная сельская библиотека: формула жизни” для сотрудников сельских библиотек области, “Библиотека будущего” для библиотек-филиалов Удомельской ЦБС. В ноябре по обмену опытом мы совместно с директором ЦБС Т.И. Нечаевой, методистом А.Н. Абакумовой посетили центральные и модельные библиотеки Вышневолоцкой и Торжокской ЦБС.

Открытие центра позволило увеличить количество услуг. На платной основе осуществляется копирование материалов, работа абонемента “Книги на прокат”.

Информационно-образовательный центр “СТЕП” предлагает следующие услуги:

индивидуальное экспресс-обучение работе на компьютере,

экспресс-обучение работе в интернете,

операции с дискетой,

индивидуальное обслуживание пользователя (поиск информации в интернете, компьютерный перевод текста, оформление текстов по заказу пользователя),

  • печать текста на принтере,

  • набор текстов на компьютере,

  • сканирование изображений,

  • самостоятельная работа на компьютере,

  • прокат видео, компакт-дисков.

Все это далеко не полный перечень мероприятий, событий в Брусовской библиотеке, которая живет, развивается и дает импульс дальнейшему развитию ЦБС, продолжает наращивать ресурсы для обслуживания сельских жителей, расширяет возможности для обеспечения полноценного учебного процесса и гармоничного развития личности.

Мы благодарны за поддержку, понимание и участие в жизни библиотеки Главе Удомельского района А.Л. Кушнареву, руководителю отдела по делам молодежи, культуры и спорта администрации района Н.А. Глазуновой, управляющей администрацией Брусовского сельского округа О.В. Макаровой, администрации и коллегам Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького, МУК “Удомельская ЦБС”, ЦБС “Киевская” г. Москва, учредителям и руководству Региональной общественной организации “Открытая Россия”, Министерству культуры РФ.

   

[Проекты] [Научно-методический отдел] [На главную страницу]