Государственное бюджетное учреждение культуры Тверская ордена "Знак Почета" областная универсальная научная
библиотека им. А.М. Горького
 

контакты поиск

КАТАЛОГ БИБЛИОТЕКИ

Продление книг

 



Новости библиотеки
2015

<< Все новости

5 декабря в библиотеке студия «Знаки сезонников» представила превью моноспектакля «Наш класс». Лёша Зинатулин выразительными средствами представил трагедию учеников одного класса на фоне исторических событий от 1920-х до 2000-х годов. Для каждого из 10 одноклассников актёр нашёл свою интонацию, жест, музыкальный мотив и символ-атрибут.

Перед спектраклем

Художник спектакля Александра Васильева смогла воссоздать образ маленького города, обозначив кинотеатр, школу, кладбище и др., с помощью «детских рисунков» главных героев. Образы имели двойное значение – так овин является местом гибели и одновременно укрытием, рыночная площадь – пространством городского праздника и публичной казни, далекая Америка – кафкианской грезой и фальшивыми декорациями.

Спектакль, затрагивающий тяжелые темы нравственного выбора, в тоже время не был лишен характерности, юмора.

После показа состоялось обсуждение спектакля. Историки, юристы, культурологи, филологи, поэты и журналисты, представители общественных организаций – зрители разных возрастов и профессий делились своими впечатлениями, эмоциями и размышлениями. Модератор, кандидат исторических наук, доцент ТвГУ Ольга Николаевна Хохлова смогла не просто создать доверительную атмосферу для открытого и серьезного разговора, но и направлять разговор, высвечивая те или иные аспекты пьесы и ее сценического воплощения.

В ходе разговора эмоционально и глубоко были подняты темы межнациональных конфликтов, гуманизма, уроков истории. Проблемы насилия и возмездия, тихого голоса совести, страха, ответственности отдельного человека и государства взволновали всех, подтолкнули к воспоминаниям, обращению к личному опыту и событиям сегодняшнего дня – пугающим и неоднозначным.

Зрители рефлексировали ту бурю чувств, которые вызывает постановка: отвращение, страх, безразличие, агрессию, сочувствие, бессилие и ярость.

Интересным было обсуждение театрального воплощения пьесы: актерской работы, сценографии, музыки и др. Символические атрибуты персонажей вызывали целую цепочку ассоциаций: камень – от библейских до шекспировских образов, велосипедное колесо в зрительском восприятии становилось то киноаппаратом, то знаком возмездия.

При вручении Т. Слободзянеку приза "Нике" за пьесу "Одноклассники" Адам Михник сказал: "Пока есть такие писатели и такое жюри, можно смотреть в будущее оптимистически". К этому надо добавить – и такие зрители!

Спасибо всем зрителям и участникам превью "Наш класс".

Леша Зинатулин:
Дорогие друзья, есть спектакли, которые требуют не только сил, эмоциональной отдачи, фантазии, но и мужества говорить о страшных, неприятных темах. Это работа совести. Пьеса Тадеуша Слободзянека затрагивает проблемы не только отношений двух конкретных народов, но каждого человека. Насилие и бессилие, вина и раскаяние, Человек в жерновах Истории. Это очень важная для меня лично работа и встреча с вами, дорогие зрители студии "Знаки сезонников".

Отзывы зрителей:

    • «Сезонники» как всегда заставляют нас задуматься и открывают новых авторов. Постановка «Наш класс» просто замечательная, очень понравилось.
    • Спасибо за возможность со-пережить драму, которая, к сожалению, актуальна и сегодня. Порекомендую вам роман М. Кутзее "В ожидании варваров", мне он видится созвучным поставленным в пьесе проблемам.
    • Нет слов... С удовольствием посмотрю эту постановку второй раз, спасибо!
    • Спектакль перевернул душу, самые сильные впечатления остались. Все выходные вспоминала.
    • Такие вещи, как "Наш класс", это нечто вроде промывания желудка только для морали: больно, отвратительно, неприятно, тошнит, но надо, иначе отравишься. Главное достоинство пьесы - это идея о том, что нечто плохое, животное, неправильное живёт в каждом из нас и ищет повод выплеснуться. Стихийно. В жизни нет плоских злодеев из американских фильмов, которые годами копят злобные планы, и супергероев тоже нет. Всё зло и очень много добра происходит стихийно, с чудовищной быстротой и пугающей обыденностью. И за всё потом стыдно.
      У Леши очень хороши и мужские, и женские образы (и не только в этом спектакле), такие выпуклые, явные, настоящие, все очень разные. Игра с предметами тоже замечательна, образ бумажного сердечка и колечка на ленте прямо въелся в душу.
      Пьесу я не читала (и вряд ли смогу заставить себя прочесть в ближайшие месяцы), но этот спектакль считаю полезным для себя, как прививку человечности.
    • Не мог не отписаться...
      Побывал вчера на предпремьерном показе, или, как сейчас еще говорят, превью моноспектакля «Наш класс» по пьесе Тадеуша Слободзянека.
      Скажу честно, с польской драматургией я знаком очень плохо, поэтому и сам автор, и его пьеса были для меня настоящим открытием. Слободзянек поднимает весьма сложную тему: массовое убийство евреев в один из дней Второй мировой войны. Местечко в пьесе не названо, но известно, что оно имеет реальный прототип - польский город Едвабне. А все описываемое в "Одноклассниках" также имеет под собой реальную основу.
      Долгое время считалось, что преступление совершили немцы, однако лишь недавно вскрылся неприятный факт - согнали в овин и сожгли женщин, стариков и детей сами поляки, жители Едвабне. Сожгли они своих бывших соседей, знакомых, возможно, даже друзей.
      Этот факт произвел в польском обществе эффект разорвавшейся бомбы - безусловно, неприятно осознавать, что одно из целого ряда чудовищных преступлений висит на них самих, на поляках. И что, оказывается, жители оккупированных немцами территорий вели себя порой ничуть не лучше оккупантов. На войне было все. И не все факты, увы, люди готовы признать.
      Но пьеса, конечно, никого не обвиняет. Напротив, Слободзянеку удалось, на мой взгляд, беспристрастно, насколько это возможно для художественного произведения, отобразить те трагические события. Она читается, по сути, как ряд свидетельских показаний - и тех, кто убивал, и тех, кого убивали. И после прочтения остается неприятный осадок - пьеса тяжела, но и оторваться от нее сложно.
      Что и говорить - уже вскоре после опубликования пьеса была поставлена на больших сценах мира. И вот теперь она дошла и до нас, в виде моноспектакля.
      Было интересно, с одной стороны, просто посмотреть на то, как эту пьесу можно поставить, но особенно интересно было, как это удастся сделать в одиночку. Моноспектакль - весьма сложная вещь, особенно если актеру приходится играть не одну и даже не две роли, а целых десять.
      На мой взгляд, Лёша Зинатулин решил эту сложную задачу если не на "отлично", то на очень твердое "хорошо". Никто, насколько я помню, не ушел во время спектакля. А на последующее обсуждение самой пьесы и постановки осталась добрая половина зрителей. Комментариев и мнений прозвучало очень много, некоторые были, мягко говоря, спорными. Но равнодушным пьеса, судя по всему, не оставила никого. И здесь, разумеется, большая заслуга постановщика.
      Но что самое страшное - пьеса, несмотря на то, что рассказывает о далеком 1941-м, сегодня актуальна как никогда.
    • Сергей Савинов

 

Тадеуш Слободзянек (Tadeusz Slobodzianek) – драматург, режиссер, театральный критик и продюсер. Лауреат польской литературной премии Нике (2010), а также многих театральных наград. Живет и работает в Варшаве.

Фото Adam Jagielak.

 

Материалы к трагедии "Наш класс. История в XIV уроков" Т. Слободзянек начал собирать ещё в 2001 г., вскоре после раскрытия правды о погроме в Едвабне. Закончил работу над драмой в 2008 г. Уже через год в Королевском национальном театре в Лондоне состоялась её мировая премьера.  Пьеса с успехом прошла во многих странах. В России премьера состоялась в 2013 г. в Санкт-Петербурге в Малом Драматическом театре – Театре Европы (постановка Н. Колотовой).

Сцена из спектакля Варшавского драматического театра.

На русском языке пьеса «Одноклассники» вышла в журнале «Иностранная литература» (2011. №10) в переводе Ирины Адельгейм. Все материалы, представленные в номере «Польша: литература факта», имеют документальную основу.

10 июля 1941 г. в Польше в местечке Едвабне после отступления Красной армии и вступления немецких войск здешняя еврейская община была уничтожена местным польским населением. Эти преступления до недавнего времени приписывали фашистам. Только в 2000 г. Ян Томаш Гросс в книге «Соседи» раскрыл подлинную картину злодеяния в Едвабне, используя свидетельства очевидцев. Книга Гросса потрясла польскую общественность. Злодеяние в Едвабне и участие в нем поляков стали предметом острой общественной дискуссии.
Едвабне или сотрясение совести // «Новая Польша» 2001.  № 7-8. Режим доступа: http://www.novpol.ru/index.php?id=110
Памятник жертвам погрома в Едвабне.

Web-мастерская
weblib@tverlib.ru
© 1998-2015 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького
E-mail:
lbr@tverlib.ru