Старинная карельская свадьба
Как и всюду, свадьба начиналась со знакомства парня и девушки. Для этого устраивались сборные посиделки. Они организовывались в каждой деревне. Девушки на три дня нанимали избу, приглашали девушек и парней из других деревень. Сами они стояли около печи или дверей, а парней сажали на скамейки и спрашивали, с кем из девушек они желают провести вечер. Парню приводили понравившуюся ему девушку и они весь вечер вместе сидели или танцевали. На посиделках договаривались о женитьбе. Парень делал предложение девушке, предварительно посоветовавшись со своими родителями, и договаривался с ней когда присылать сватов. Если парень был не уверен, что девушка на самом деле выйдет за него замуж, он просил, чтобы она дала ему «заклад»: шерстяной платок, золотое кольцо. Если парень посылал сватов и ему отказывали, то заклад оставался у него, и он потом пропивал его вместе с товарищами.
Иногда на посиделках парень
делал предложение девушке, она давала согласие. И
на следующий день собирала одежду и вместе с
женихом уходила в его дом. Такая женитьба
называлась «женился украдкой». «Женились
украдкой» и по настоянию родителей. В этом случае
свадьба "уходом" родственникам жениха и
невесты давала возможность избежать лишних и
непосильных свадебных расходов.
Вторым этапом свадебного
обряда было сватовство.
В отдельных семьях отец единолично решал вопрос,
кого призвать в качестве сватов и кому послать
сватов, а в некоторых семьях эти вопросы решались
на семейном совете и с участием сына. Прежде чем
послать сватов, подбирали такую семью, которая по
материальному положению соответствовала бы
семье жениха. При этом учитывается и то, сколько
братьев у жениха, какая доля ему достанется, если
они будут делиться.
Свата (svuatto) выбирали или из родственников, или из самых хороших знакомых, который мог хорошо рассказать о женихе, о его положительных качествах и материальном положении. Родители невесты интересовались: сколько у родителей жениха земли, сколько скота, какая постройка, сколько братьев и сестер. Карельская поговорка гласила, что лучше иметь девять братьев, чем одну незамужнюю сестру. Сваты (svuatat) обязаны были договориться относительно приданого. Кроме одежды и денег, в приданое давали корову, а иногда и овечку. Как правило, свататься ходили жених и сват, а иногда и отец жениха.
Сватов всегда принимали
любезно, сажали в передний угол над иконами,
угощали чаем и водкой. Вместе с ними садились за
стол мать и отец невесты. Девушка, обычно по
прибытии сватов, куда-нибудь скрывалась из избы -
в клеть, в горницу, к соседям, иногда в подполье.
Проведя некоторое время в переговорах с
родителями девушки, сваты начинали требовать,
чтобы им показали невесту. Ее приводил кто-нибудь
из ее родственников или соседка. И она должна
была во время чаепития разливать им чай. Это было
одним из способов испытания. Считалось
«признаком нехозяйственности», если девушка при
этом расплещет чай.
Во время угощения в дом заходили девушки, подруги
невесты. Они стояли около двери и величали
невесту и жениха князем и княгиней. За это жених
давал девушкам денег на семечки. Если не давал,
что было очень редко, тогда девушки пели:
«Сваты, сваты
сказали что богаты,
а они не богаты,
обуты в березовые
сапоги,
опоясаны лыком».
Прежде чем сваты уезжали домой,
родители девушки договаривались с ними, когда
они приедут смотреть дом жениха.
В заранее согласованное время родители невесты
вместе с родственниками, иногда и невеста
отправлялись к жениху. Осмотру подвергались дом,
домашнее имущество и даже хозяйственные
постройки, скот. Жених и его родня старались,
естественно, показать товар лицом.
Закончив осмотр хозяйства жениха, стороны
приступали к деловым переговорам:
согласовывался вопрос о приданом, о дарах со
стороны невесты, решался вопрос о «деньгах за
голову» (piaraha), которые сторона невесты
требовала с жениха. "Деньги за голову"
рассматривались как плата родителям невесты за
то, что они вырастили и воспитали ее.
Далее происходил обряд
скрепления брачного договора, который обычно
состоял из следующих действий: богомолья,
собственно рукобитья, угощения и одаривания.
Перед свадьбой невеста обходила родных, близких.
Устраивалась «девичья баня» с
расплетанием косы. После бани обычно
устраивалось угощение для невесты и ее подруг.
Невеста предлагала угощенье подругам,
приговаривая : «Ешьте, милые подруженьки,
последний ужин со мной».
Начиналась подготовка в венчанию.
Утром к дому невесты подъезжали
дружки. Выходил отец невесты и приглашал их в дом,
наливал им вина и пива. В это время мать и
прибывшие родственники начинали расчесывать
волосы у невесты. После этого брат невесты
помогал ей обуться. Невеста плакала и причитала:
«Куда вы меня одеваете, торопите к золотым
венцам?»
Когда невеста была одета к венцу, мать
благословляла ее хлебом-солью, а отец -иконой.
Невеста начинала молиться, плакать и причитала:
|
|
Подружки брали невесту за руки и
обходили с ней вокруг стола, дружки шли впереди,
потом выходили на улицу, усаживали невесту в сани
и ехали в церковь.
Предварительно жених договаривался со
священником о времени венчания и об этом сообщал
родным невесты. К этому времени ее привозили в
церковь, где ее уже ждал жених. Жених с невестой
становились на специально разосланный кусок
материи, венчание происходило так же, как и в
настоящее время. За службу священник и дьякон
получали по полотенцу и кусок материи, на котором
стояли жених и невеста.
После этого свадебная процессия ехала на лошадях, запряженных в сани, в дом невесты. С какой бы стороны они ни подъезжали к деревне, нужно было проехать через ворота, которые находились у околицы. Ребята загораживали их, не пропускали свадебную процессию, требовали деньги и водку за невесту. Жених расплачивался с ними. После этого заграждения снимались, и свадебная процессия ехала к дому. Лошадей не распрягали.
Дружки и гости входили в дом.
Дружки плеткой крестили двери сеней и избы. Все
садились за столы. Непременным угощением
являлось пиво, водка, на закуску подавали
селедку, пироги, грибы соленые, а иногда и мясо.
Через некоторое время в избу пускали всех
любопытных. Гости за столом сидели долго, вели
разговоры, а посторонние наблюдали за ними.
Затем гости начинали собираться домой и
приглашали всю родню невесты поехать в дом
жениха. Невесту одевали. Отец и мать с иконой и
ковригой хлеба благословляли молодых. Затем они
садились в саночки и ехали к жениху. Их там
встречали его мать с иконой и отец с лукошком
зерна, которым он осыпал молодых. По мнению
родителей, чем больше пристанет зерен к жениху и
невесте, тем счастливее они будут. В некоторых
деревнях, когда жених и невеста выходили из
саночек, мать жениха расстилала им под ноги шубу
шерстью вверх, чтобы молодые жили богато. Потом
гостей угощали.
После пиршества отец и мать
жениха опять благословляли жениха и невесту и
отправляли их спать в клеть. На другой день утром,
когда молодые просыпались, в клеть входила мать
жениха и бросала на пол горшок. Молодые собирали
черепки. Потом шли в избу и садились на лавку. На
колене невесте сажали маленькую девочку, она ей
дарила поясок. Один из родственников жениха, чаще
брат, бросал на пол деньги. Невеста подметала пол,
собирала деньги и тому, кто их бросил, дарила
носовой платок. Днем жених и невеста носили
ушатом воду, а кто-нибудь пытался опрокинуть
ушат, вылить воду. Невеста опять откупалась
платком.
На другой день мать и отец вместе с молодыми
отправлялись в гости к родителям невесты. Там они
гостили две дня.
После свадьбы невеста
становилась снохой. И.Митропольский так описал
положение снохи: «Вся семья, за исключением
мужа, смотрит на сноху не как на близкую
родственницу, а как на безответную рабу. Невестка
- это семейная жертва! Она обязана всем служить и
каждого почитать, но взамен ни от кого, кроме
мужа, не встретит и тени сочувствия».
Все тяжелые работы лежали на снохе. Постоянные
упреки свекра, брань свекрови, насмешки золовок,
неприязненное отношение одной снохи к другой и
вдобавок постоянный труд - таким был удел молодых
женщин в первые годы замужества.
Жестокость обращения со снохой в некоторых
семьях доходила до того, что сноха, работающая до
упаду, не получала от свекра и свекрови, ни белья,
ни обуви, никакой другой одежды, а должна была до
самой смерти стариков одеваться в собственное
платье из приданого. И все это делалось
исключительного, из чисто варварского отношения
карел, их взгляда на ничтожное значение женщины.
Молодица терпела такое положение до тех пор, пока ее муж не заслужит право голоса в семейной администрации. Иногда муж, видя жестокость своей семьи к жене, требовал раздела и начинал жить своим домом.
В карельской семье занятия мужа и жены резко разграничивались. Тяжелые работы (пахота, кошение сена, уборка хлебов, молотьба и тому подобное ) составляли обязанность мужа. Трудился он в основном летом. Зимой, если у него не было никакого ремесла, он занимался только приготовлением дров, лучины, строевого леса. В основном он отдыхал и карелки такое состояние мужа определили так: идюув киугуалла - солодеет на печи. Жены-карелки сушили и гребли сено, жали, заготавливали ягоды и грибы, готовили пищу, обшивали семью, ткали и вышивали и занимались уборкой дома.