РЕИНКАРНАЦИЯ
МАЯКОВСКОГО В ТВЕРИ
Парижский
международный фестиваль «Весна поэтов» ежегодно проходит по всей
Франции в марте. В фестивале участвуют не только поэты, но и художники,
актеры, музыканты и другие деятели искусства. Ответом на участие
российских поэтов в мартовской «Весне поэтов» в Париже стала апрельская
«Весна поэтов» в Москве, которая передала эстафету Твери.
2010 год — год Франции в России и России во Франции. Отдел литературы
на иностранных языках Горьковки и лингвострановедческий клуб «Анефра»
приняли в гости поэта, певца и художника Бруно Нивера, родившегося в
Париже.
ПРЕДТЕЧИ НИВЕРА
После окончания филологического факультета Сорбонны Бруно Нивер,
преподаватель по профессии, немало путешествует по Европе, а с 92-го
живет и работает в Москве.
— Я приехал в Россию, когда в ней было опасно для бизнесменов, а для
всех людей нет, — начал Бруно. — В атмосфере свободы можно было
творить. Люди очень интересовались поэзией, писали, читали, активно
выражали свои чувства. Продолжая эксперименты в духе Давида Бурлюка и
Владимира Маяковского, я написал много поэм и футуристических
спектаклей и со спектаклем «Песня о космосе» в 1995 году выступил в
Музее Маяковского на Лубянке.
С приездом Бруно Нивера в Тверь русский футуризм — течение
авангардистского искусства — как бы совершил символический виток в
развитии. Известно, что поэт и художник Давид Бурлюк, один из
основоположников русского футуризма и организатор группы
кубофутуристов, в 90-е годы XIX века учился в тверской гимназии. К
слову, его братья Владимир и Николай и сестра Людмила также участвовали
в футуристическом движении.
Давид Бурлюк и Владимир Маяковский еще в 1911 году вместе учились в
московской Школе живописи, ваяния и зодчества, из которой их обоих
исключили за «участие в диспутах». Это Бурлюк ввел Маяковского в мир
московского литературно-художественного авангарда.
Событием в культурной жизни Твери стало выступление Владимира
Маяковского 13 июня 1927 года в колонном зале городского Совета (ныне —
гарнизонный Дом офицеров). Владимир Владимирович прочел здесь лекцию о
современной советской поэзии, декламировал стихи: «Товарищу Нетте —
человеку и пароходу», «Сергею Есенину», «Чудеса», «Разговор с
фининспектором о поэзии», отрывки из поэмы «Хорошо», затем отвечал на
вопросы собравшихся.
14 апреля 1930 года, восемьдесят лет назад, в крохотной квартирке
Маяковского на Лубянке прогремел роковой выстрел. И вот теперь в Тверь
приехал последователь Бурлюка и Маяковского.
ПОЭЗОКОНЦЕРТЫ И СТИХОПЛАТЬЯ
Бруно Нивер, и внешне, и внутренне очень похожий на Маяковского,
вдохновляется еще живыми традициями футуризма, их революционностью,
даже анархизмом и склонностью к театрализации. В то же время Нивер явно
сторонится коммунистической идеологии. Во время «поэзоконцертов»
(неологизм, придуманный Игорем Северяниным), он исполняет свои поэмы,
сочетающие авангард и сонеты, рифмы и верлибр. Во время одного из таких
вечеров Нивер задумал шуточный аукцион рукописей поэта, на котором ему
впервые пришла идея изобразить стихи каллиграфически и придать им форму
картин.
Некоторые стихокартины Нивера, особенно первые, ассоциируются с
живописной арабской вязью и западноевропейским граффити, но Нивер пошел
гораздо дальше. «Почему бы не сделать стихокартины живыми, представив
их в пространстве? — спросил себя Нивер. — Сделать из них костюмы, в
которых бы танцевали балерины?»
Так Бруно Нивер открыл для себя мир моды. Отныне команда
студентов-модельеров делает эскизы к стихоплатьям, в основе которых
заложены стихокартины. Нивер окружает себя музыкантами, актерами,
танцорами, авангардными дизайнерами. Его стихоплатья используются в
танцевально-поэтических представлениях, которые по своей сути являются
продолжением экспериментов русских футуристов.
Во время спектаклей поэт декламирует и поет свои стихи. Балерины,
наряженные в стихоплатья, танцуют вокруг него, а на экран в глубине
сцены проецируются стихокартины, из которых и вышли эти стихокостюмы.
Кроме того, Нивер запечатлевает стихопоэзию в керамике.
Последовательное нанесение слоев глазури, а затем ее обжиг, порождают
такие переливы красок, каких нет в пастельных рисунках. Стихокерамика
Нивера всегда экспонируется в сопровождении стихокартин.
АКТЕР И ШАНСОНЬЕ
Восемь лет назад Бруно Нивер успешно испытал себя в качестве драматурга
и режиссера в рамках «Русских сезонов» в Париже. В театре «Мольер» он
представил спектакль об Александре Блоке, Владимире Маяковском и Сергее
Есенине.
А с 2006 года он усиленно занимается вокалом, придумал собственную
музыкальную программу на основе шансона. Нивер и сам поет замечательно.
В его репертуаре — классика французской песни из репертуара Ива
Монтана, Шарля Азнавура, Жака Бреля, Сержа Генсбура.
На сцене Музея Маяковского в Москве прошла серия спектаклей «Они
встречались в Париже», основанная на биографических фактах жизни
Маяковского, Луи Арагона, Лили Брик, Эльзы Триоле. Интересна Ниверу и
судьба Татьяны Яковлевой, парижской возлюбленной Маяковского. А сейчас
Бруно Нивер работает над балетом-феерией «Антивенера». Сам написал
либретто, причем песни исполняются на его же стихи. Декорациями
послужат стихокартины и будут использованы две сотни стихокостюмов.
На выступление Нивера в зале искусств Горьковки пришли студенты ИЯиМК
ТвГУ, ученики 6-й и 10-й гимназий и 12-й школы, преподаватели тверских
вузов. Бруно Нивер читал свои стихи, переводил их на русский,
демонстрировал стихокартины, в которых таились закодированные автором
поэтические тексты. Публика внимала поэту с широко раскрытыми глазами.
В заключение президент лингвострановедческого клуба Антонина Орлова и
руководитель отдела Горьковки Лина Турко торжественно приняли Бруно
Нивера в члены «Анефры».
|