«Творческая встреча с французским поэтом,
художником и певцом Брюно Нивером»


Отдел литературы на иностранных языках и лингвострановедческий клуб «АНЕФРА» в рамках XII Международного Фестиваля «Весна поэтов» принимали в апреле гостей из Франции: 23 апреля состоялась творческая встреча с французским поэтом, художником и певцом Брюно Нивером.

Игорь МАНГАЗЕЕВ. "Реинкарнация Маякрвского в Твери". - Вече Твери. - 2010. - 27 апреля.

ФОТОАЛЬБОМ


РЕИНКАРНАЦИЯ МАЯКОВСКОГО В ТВЕРИ

Парижский международный фестиваль «Весна поэтов» ежегодно проходит по всей Франции в марте. В фестивале участвуют не только поэты, но и художники, актеры, музыканты и другие деятели искусства. Ответом на участие российских поэтов в мартовской «Весне поэтов» в Париже стала апрельская «Весна поэтов» в Москве, которая передала эстафету Твери.
2010 год — год Франции в России и России во Франции. Отдел литературы на иностранных языках Горьковки и лингвострановедческий клуб «Анефра» приняли в гости поэта, певца и художника Бруно Нивера, родившегося в Париже.

ПРЕДТЕЧИ НИВЕРА
После окончания филологического факультета Сорбонны Бруно Нивер, преподаватель по профессии, немало путешествует по Европе, а с 92-го живет и работает в Москве.
— Я приехал в Россию, когда в ней было опасно для бизнесменов, а для всех людей нет, — начал Бруно. — В атмосфере свободы можно было творить. Люди очень интересовались поэзией, писали, читали, активно выражали свои чувства. Продолжая эксперименты в духе Давида Бурлюка и Владимира Маяковского, я написал много поэм и футуристических спектаклей и со спектаклем «Песня о космосе» в 1995 году выступил в Музее Маяковского на Лубянке.
С приездом Бруно Нивера в Тверь русский футуризм — течение авангардистского искусства — как бы совершил символический виток в развитии. Известно, что поэт и художник Давид Бурлюк, один из основоположников русского футуризма и организатор группы кубофутуристов, в 90-е годы XIX века учился в тверской гимназии. К слову, его братья Владимир и Николай и сестра Людмила также участвовали в футуристическом движении.
Давид Бурлюк и Владимир Маяковский еще в 1911 году вместе учились в московской Школе живописи, ваяния и зодчества, из которой их обоих исключили за «участие в диспутах». Это Бурлюк ввел Маяковского в мир московского литературно-художественного авангарда.
Событием в культурной жизни Твери стало выступление Владимира Маяковского 13 июня 1927 года в колонном зале городского Совета (ныне — гарнизонный Дом офицеров). Владимир Владимирович прочел здесь лекцию о современной советской поэзии, декламировал стихи: «Товарищу Нетте — человеку и пароходу», «Сергею Есенину», «Чудеса», «Разговор с фининспектором о поэзии», отрывки из поэмы «Хорошо», затем отвечал на вопросы собравшихся.
14 апреля 1930 года, восемьдесят лет назад, в крохотной квартирке Маяковского на Лубянке прогремел роковой выстрел. И вот теперь в Тверь приехал последователь Бурлюка и Маяковского.

ПОЭЗОКОНЦЕРТЫ И СТИХОПЛАТЬЯ
Бруно Нивер, и внешне, и внутренне очень похожий на Маяковского, вдохновляется еще живыми традициями футуризма, их революционностью, даже анархизмом и склонностью к театрализации. В то же время Нивер явно сторонится коммунистической идеологии. Во время «поэзоконцертов» (неологизм, придуманный Игорем Северяниным), он исполняет свои поэмы, сочетающие авангард и сонеты, рифмы и верлибр. Во время одного из таких вечеров Нивер задумал шуточный аукцион рукописей поэта, на котором ему впервые пришла идея изобразить стихи каллиграфически и придать им форму картин.
Некоторые стихокартины Нивера, особенно первые, ассоциируются с живописной арабской вязью и западноевропейским граффити, но Нивер пошел гораздо дальше. «Почему бы не сделать стихокартины живыми, представив их в пространстве? — спросил себя Нивер. — Сделать из них костюмы, в которых бы танцевали балерины?»
Так Бруно Нивер открыл для себя мир моды. Отныне команда студентов-модельеров делает эскизы к стихоплатьям, в основе которых заложены стихокартины. Нивер окружает себя музыкантами, актерами, танцорами, авангардными дизайнерами. Его стихоплатья используются в танцевально-поэтических представлениях, которые по своей сути являются продолжением экспериментов русских футуристов.
Во время спектаклей поэт декламирует и поет свои стихи. Балерины, наряженные в стихоплатья, танцуют вокруг него, а на экран в глубине сцены проецируются стихокартины, из которых и вышли эти стихокостюмы.
Кроме того, Нивер запечатлевает стихопоэзию в керамике. Последовательное нанесение слоев глазури, а затем ее обжиг, порождают такие переливы красок, каких нет в пастельных рисунках. Стихокерамика Нивера всегда экспонируется в сопровождении стихокартин.

АКТЕР И ШАНСОНЬЕ
Восемь лет назад Бруно Нивер успешно испытал себя в качестве драматурга и режиссера в рамках «Русских сезонов» в Париже. В театре «Мольер» он представил спектакль об Александре Блоке, Владимире Маяковском и Сергее Есенине.
А с 2006 года он усиленно занимается вокалом, придумал собственную музыкальную программу на основе шансона. Нивер и сам поет замечательно. В его репертуаре — классика французской песни из репертуара Ива Монтана, Шарля Азнавура, Жака Бреля, Сержа Генсбура.
На сцене Музея Маяковского в Москве прошла серия спектаклей «Они встречались в Париже», основанная на биографических фактах жизни Маяковского, Луи Арагона, Лили Брик, Эльзы Триоле. Интересна Ниверу и судьба Татьяны Яковлевой, парижской возлюбленной Маяковского. А сейчас Бруно Нивер работает над балетом-феерией «Антивенера». Сам написал либретто, причем песни исполняются на его же стихи. Декорациями послужат стихокартины и будут использованы две сотни стихокостюмов.
На выступление Нивера в зале искусств Горьковки пришли студенты ИЯиМК ТвГУ, ученики 6-й и 10-й гимназий и 12-й школы, преподаватели тверских вузов. Бруно Нивер читал свои стихи, переводил их на русский, демонстрировал стихокартины, в которых таились закодированные автором поэтические тексты. Публика внимала поэту с широко раскрытыми глазами.
В заключение президент лингвострановедческого клуба Антонина Орлова и руководитель отдела Горьковки Лина Турко торжественно приняли Бруно Нивера в члены «Анефры».
Игорь МАНГАЗЕЕВ
Источник: Вече твери

<< Лингвострановедческий клуб “АНЕФРА”
<< На главную страницу библиотеки