Впервые, впервые, впервые...

"Посетители "Concerts spirituals" больше всего ценили заслуги преодоленных трудностей. Выше всех ставился виртуоз, чья механическая ловкость заставляла забывать достоинства самого произведения. От артиста требовалось не столько взволновать, сколько поразить аудиторию". (Стрифлинг)

Тверские слушатели на фестивальном концерте "Российской камераты" оценили не только и не столько безукоризнейшую техническую точность исполнения, но, и это главное, звуковую выразительность, благородство интонации, точную интерпретацию исполняемых сочинений Боккерини, Моцарта, Грига... Успех был полным. Аплодисменты -долгими. Как показал фестивальный концерт, возможности музыкантов "Российской камераты" безграничны. Заслуженный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Вячеслав Трушин сумел создать оркестр, ставший заметным явлением в современной музыкальной культуре. Тверской оркестр с успехом выступил в музее-усадьбе Кусково, закрывая Музыкальный фестиваль, посвященный 850-петию Москвы. Крупнейший композитор XX века Кшиштоф Пендерецкий, чей фестиваль недавно проходил в Москве, предложил музыкантам "Камераты" творческое содружество).

В первом отделении концерта исполнялась музыка Боккерини и Моцарта. Моцарт по праву завоевал концертные залы всего мира. А его современник Боккерини почти забыт. Стендаль писал; "Милый Боккерини зачаровывает ночь своими нежными мелодиями". А поэт Файоль воскликнул: "Певец чувства, божественный Боккерини!" Сам Боккерини называл свои сочинения "скромными". Действительно, в его музыке нет масштабных конфликтов. Но в ней есть много того, что требует от исполнителя настоящего мастерства: не впасть в сентиментальность при исполнении прелестных и искренних тем Боккерини, справиться с утонченной динамикой. И главное - создать идеальный ансамбль, так как в произведениях Боккерини партии всех инструментов равноправны (например, виолончели, альты солируют наравне со скрипками). Наверное, исходя из этих задач, Боккерини как-то сказал молодому коллеге: "Для исполнения моей музыки требуется известный навык и зрелость". Такую зрелость и профессиональный навык показали молодые музыканты "Российской камераты", исполняя программное сочинение Боккерини “Ночная музыка в Мадриде”. Музыканты проявили мастерское и оригинальное владение тембральными красками своих инструментов. Специальными эффектами артисты воссоздали звон колоколов, раздающихся на улицах древнего Мадрида, звучание военного барабана ночной стражи, колоритную игру на гитарах... Красочная, живописная, впечатляющая картинка! Еще одним произведением, впервые сыгранным оркестром в Твери, стала "Хольберг-сюита" Грига. А спустя некоторое время -еще одно открытие. Качественно новой ступени достигло мастерство представшей на фестивале в своем сольном концерте органистки Марины Невской. Марина - музыкант по призванию, живет в Москве, в курсе всех музыкальных событий. На вопрос об отношении к Тверскому фестивалю в российском масштабе Марина не задумываясь ответила: "В наше время даже в Москве проходит всего несколько фестивалей. Во многих российских городах наступило затишье в музыкальной жизни. Тверской фестиваль привлек к себе внимание творческих кругов Москвы. Я счастлива, что впервые даю на фестивале сольный концерт". На традиционный вопрос, что интересного было летом, Марина ответила: "Многочасовые занятия". И назвала причину: Гарри Яковлевич Гродберг любезно согласился консультировать Марину. Перед ней раскрылся кладезь музыкальной человеческой мудрости. "Период поисков неожиданно прошел: все встало на свои места. Я не предполагала такой щедрости в общении между коллегами. Гарри Яковлевич - уникальный человек. И музыкант!" Действительно, исполнение Невской приобрело необходимую законченность в понимании задач органиста. Творческий взлет Марины Невской оценили все присутствующие в зале. Слушатели буквально ликовали. Марина считает дни до приезда из Германии Гарри Яковлевича. А пока Невская выступит в Зале им. Глинки на Международном фестивале современной музыки, который проводит Союз композиторов России. Марина представит свои композиции в дуэте с солисткой Тверской филармонии Ириной Брежневой.

Фестиваль полон неожиданностей и премьер. В галерее концертов артистов Тверской филармонии с интересной программой предстанет Тверской струнный квартет под управлением заслуженной артистки России Александры Францевой. Сочинение Гайдна "Семь слов Христа на кресте" будет звучать в зале филармонии впервые. В рамках фестиваля на сцене блестяще прошел концерт солистов филармонии "Осенние музыкальные вариации", который показал огромный творческий потенциал артистов (эта же программа прозвучала повторно, как благотворительная, для ветеранов нашего города). Дождь после каждого концерта воспринимается спокойно. Это повод подольше не покидать гостеприимный зал, дарящий столько душевной щедрости.

Музыковед ШИШКОВА М.П.

Вечерняя Тверь. 1997. - 15 - 16 октября.


[На станицу автора] [Все статьи]