НЕ ОБИЖАТЬСЯ, НЕ ЗАВИДОВАТЬ, НЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ

На прошлой неделе в филармоническом зале состоялся один из центральных концертов прошедшего сезона. Камерную музыку исполняли разносторонне одаренный музыкант, композитор Татьяна Сергеева (орган, клавесин, фортепиано) и Иван Вихорев (тромбон, бас).

Татьяна Сергеева, как и большинство талантливых музыкантов, известна на Западе едва ли не более, чем у нас. А ведь она родом из Твери. Вот что рассказала Татьяна Павловна о своем развитии в детстве как музыканта: "У нас был старый рояль моей бабушки. На нем никто не играл, потому что мои родители - не музыканты. Меня тянуло к роялю со страшной силой. Видя это и "идя навстречу пожеланиям", родители отдали меня в ДМШ, а семи лет в ЦМШ. Сочинять стала тогда же, когда и учиться играть. Позже начались серьезные занятия по композиции. Писалось тогда легко, быстро, бурно и много. Лет в шестнадцать этот "фонтан" вдруг закрылся сам собой, и я решила, что это все. Переживала. После двух-трехлетнего перерыва стали получаться маленькие линеарные пьески. Студенткой четвертого курса фортепианного факультета консерватории поступила в класс композиции Алексея Николаева. Алексей Александрович - высокий профессионал, прекрасный педагог, не диктующий, но ведущий, помогающей найти себя". На вопрос: "Что вам помогает в жизни реализоваться как музыканту?" - Татьяна Павловна ответила: "Во всем в жизни мне помогает мама: и в глубоких душевных, и в элементарных бытовых моментах, мы как подруги. Что еще? Может быть, отсутствие трепетного отношения к своей персоне в искусстве. Это помогает и в жизни, "облегчает" характер и даже смягчает разного рода неприятности..."
А теперь непосредственно о самом концерте. Не так давно одному известному итальянскому писателю довелось размышлять, что же такое постмодернизм. Теперь влюбленный в просвещенную даму не может сказать: "Я безумно тебя люблю", ибо она знает, что это уже написано ранее. Но, замечает писатель, он может сказать: "Я безумно тебя люблю, как сказал бы К... (фамилия писателя)". Оба героя этой истории, таким образом, принимают вызов прошлого, уже как бы сказанного. Его уже не уничтожить. Но они могут и сыграть в иронию, и поговорить о любви. Последняя, как известно, и есть мелодия.
А сколько всяческих мелодий посчастливилось услышать посетившим этот концерт теплым апрельским вечером. Какие разные по языку, форме, жанру, стилю произведения звучали со сцены. Но культура ведь - и музыка в том числе - и есть актуальная бесконечность. В ней ничто не пропадает, ничто не забывается, все взаимно произрастает. Культура, как и радость, изобильна.
Удивительно ярка, лучезарна, виртуозна музыка Сергеевой, - отметил известный виолончелист Владимир Тонха. Все это характерно и для ее исполнительского стиля. Бесподобные динамика и регистровка в маленьких вариациях на тему гальярды испанского композитора XVI века Антонио де Кабесона. Истинно барочный восторг в трех ариях из Рождественской кантаты испанского композитора Антонио Прадоса, исполненных Иваном Вихоревым с неподдельным вдохновением... Одной из смысловых кульминаций вечера стало исполнение трехчастной сонаты для тромбона и органа Виллана де Феша. Голландец по национальности, большую часть жизни он провел в Лондоне, играя в оркестре, был близким другом Генделя (музыка второй части сонаты какими-то чертами сходна с генделевской). Тромбон в нашем сознании не ассоциируется с музыкальным миром XVIII века - ему отводится немаловажная роль в оркестре романтической эпохи. Однако исполнителям удалось преодолеть этот стереотип. Соната была сыграна с азартом и истинной достоверностью.
Глубокое проникновение в стилевые особенности музыки было очевидным и в исполнении произведений русских композиторов. Яркость колорита, приятие жизни - эти черты творчества Римского-Корсакова сполна удалось передать в интерпретации концерта для тромбона и духового оркестра (переложение партии последнего для органа осуществлено самой Татьяной Сергеевой), произведения до сих пор малоизвестного. Затем Татьяна Павловна перешла к клавесинному исполнительству, хорошо передающему атмосферу XVIII века, сыграв пьесы Бортнянского. Известным контрастом с ними прозвучала ария Кончака из оперы Бородина "Князь Игорь", где Ивану Вихореву удалось удачно подчеркнуть густоту и непринужденность собственных "низов". Наконец, пришел черед рояля, прозвучала фантазия Татьяны Сергеевой на темы старинных вальсов. Виртуозно, блестяще, с большим художественным вкусом, драматичностью было воплощено это яркое сочинение. Заканчивался концерт исполнением трех старинных романсов: "Вам 19 лет", "Крошка", "Моя милая" - исполнением безупречным... И если постмодернизм - это и игра в иронию, и разговор о любви, то последнего в концерте было явно больше...
Тверской слушатель не обделен приездами щедрого человека, всегда дарящего людям радость, Татьяны Сергеевой. Кстати, не станет исключением и будущий сезон.

Новая газета. - 1994. - №83.


[На станицу автора] [Все статьи]