Дневник III Баховского

Открытие фестиваля

В Твери, в филармонии - праздник! Праздник для всех ценителей незабываемой музыки Баха. Приготовления к празднику, а тем более Международному фестивалю, всегда связаны с заботами, волнениями. И, наконец - все позади! Уже фасад филармонии, кстати, оформленный с большим вкусом, приветливо возвещает о недельных музыкальных торжествах. Фойе, зал - все погружено в атмосферу предстоящего таинства. Таинства музыки. Ведь в этом году исполняется 310 лет со дня рождения Баха, а музыка его не только не забывается, но и властвует над слушателями. Биограф Баха Форкель в свое время писал: "Произведения Баха не только поражают на один миг, но воздействуют тем сильнее, чем чаще мы их слышим". Может быть этими словами объяснялось присутствие в зале уже знакомых по прошлым фестивалям воодушевленных слушателей? Процедура открытия была короткой и сердечной. Все выступающие желали слушателям интересных встреч и с музыкой, и с исполнителями. Народный артист России Гарри Гродберг сдержал слово, данное тверскому слушателю. Ведь, закрывая II фестиваль, он лаконично сказал: "III Баховский откроется 17 марта 1995 года". Первый концерт, дающий тонус, настрой всему фестивалю, играл сам Гродберг. Действительно, слушая вдохновенную игру этого неповторимого мастера, невольно начинаешь верить в какой-то магнетизм. Ведь два отделения сложнейшей музыки в исполнении Гродберга слушатели воспринимают на одном дыхании, а потом, в едином порыве, взрываются аплодисментами. И остановить их может только мудрая рука маэстро, обращенная к органу. Конечно же, орган и Гродберг - это такое творческое единство, которое дано и природой, и, выучкой великих педагогов, и преданностью музыке. Часто беседуя с Гарри Яковлевичем (а он - удивительный рассказчик - актер), я пришла к выводу, что у него глубокие музыковедческие познания, которые во многом делают его исполнительский стиль неповторимым. Гродберг давно задумал провести фестиваль "Бах и его эпоха". Каждый век имеет своих кумиров и тех, кто живет вокруг них. На открытии маэстро играл музыку как самого Баха, так и сочинения Пахельбеля. "Рождественские вариации" Дакена, концерты Вивальди.

Накануне концерта, разговаривая с Гарри Яковлевичем, я заметила, в каком творческом порыве находится этот маститый музыкант. В конце он с присущим ему юмором сказал: "Друзья спрашивают перед отъездом: "Опять едешь в свою Тверь?" Спрашивают, а ответ знают: "В Тверь еду, как к себе домой. Тверичи понимают, ценят, любят классическую музыку. А для меня это - главное!"

Итак, фестиваль начался! Никто не знает, сколько усилий затратила администрация филармонии, директор и художественный руководитель В.Боярский. Главное, что фестиваль состоялся, что слушатели покидали зал с просветленными лицами. А впереди - новые встречи.

Дуэт играет Баха

Музыкальный старт от Гарри Яковлевича Гродберга переняли музыканты, которых хорошо знают в Твери: заслуженная артистка России, художественный руководитель квартета им.П.И.Чайковского (г.Тверь) Александра Францева (альт) и солист Московской филармонии Александр Майкоаар (клавесин).

Этот творческий дуэт сложился не случайно - оба музыканта давно находятся в стихии исполнения старинной музыки. Обоих артистов сближает многое: большая эрудиция, глубокий интеллект, исполнительское мастерство, неугасающая страсть к музыке. Оба музыканта - выпускники института им Гнесиных, имеют огромный авторитет среди музыкантов за рубежом.

Программа концерта была составлена таким образом, что музыканты показали свои возможности солистов и дуэтных исполнителей. Всем известно, что дед Александра Майкопара - Самуил Майкопар -профессор, композитор, педагог, опирающийся на классические методы обучения. И совершенно естественно, что внук Александр с детства воспитывался на старинных образцах, в частности - музыке Баха. На фестивале Александр Майкопар исполнил несколько циклов прелюдий и фуг из Хорошо темперированного клавира (I том: до мажор, до минор, соль минор). "Хорошо темперированный клавир" Баха - не просто один из шедевров мировой литературы. Это настольная книга каждого мыслящего музыканта, неиссякаемый источник чистого наслаждения". Эти слова музыковеда Мильштейна объясняют реакцию зала на клавесинное звучание прелюдий и фуг Баха под чуткими пальцами Майкопара. Александра Францева исполнила Сюиту №2 для альта соло, которая является переложением сюиты для виолончели. Сочинение это сложное во многих планах. В нем необходимо продемонстрировать ритмическое многообразие контрастного материала и в то же время показать выразительность, кантиленность многих эпизодов сюиты. Александра Францева исполнила это сочинение с мастерством маститого музыканта.

Александра Францева и Александр Майкопар впервые в Твери исполнили сонаты для альта и клавесина № 1, №2, №3. Подобный концерт - художественное явление не только для Твери, но и для любого столичного города.

Мария ШИШКОВА

Новая газета. - 1995. - 21 марта.


[На станицу автора] [Все статьи]