Маэстро начинают и выигрывают

Виртуальный Дмитрий Башкиров открыл 60-й сезонв Тверской областной филармонии виртуозным Бетховеном

В прошедшую субботу в концертном зале Тверской областной филармонии открылся 60-й, юбилейный, сезон. Уже в 26-й раз проводится в нашем городе фестиваль “Музыкальная осень в Твери”. Открывали сезон народный артист СССР пианист Дмитрий Башкиров и Российский государственный симфонический оркестр под управлением Марка Горенштейна. Зал был полон, аплодисменты продолжительны, восторг всеобщий.

Еще на репетиции Башкиров, после прохождения одного непростого по балансу звучания места в фортепианном переложении скрипичною концерта Бетховена Ре-мажор, которое было сделано самим великим композитором, деловито заметил “Нормально”. Такая оценка маститого маэстро, разумеется, чересчур скромна. Еще перед началом концерта было ясно, что это будет значительное событие в музыкальной жизни нашего города. Так и случилось. В одном старом русском трактате отмечено. “Талант есть природная способность легко делать трудные вещи, которые нам под силу”. А это бетховенское сочинение - “трудная вещь”. Только сначала может показаться, что это не так не более виртуозная, чем обычно у венского мастера, первая часть; не очень продолжительная вторая, не отмеченный особыми откровениями финал. Однако это впечатление обманчиво. Ясность драматургии только усложняет задачи исполнителей, простота же венских классиков - иллюзия, которая давно уже развенчана. Талант, которым обладают и пианист Дмитрий Башкиров и дирижер Марк Горенштеин, сказывался в трактовке каждой ноты концерта, в котором действительно есть что играть: в первой части убедительными были фортепианная кантилена и сбалансированность оркестра в драматических эпизодах разработки. Предельно виртуозен был Башкиров в каденциях самого Бетховена.

Было все, что мы ценим в исполнении венских классиков: и чистая игра валторн, и непосредственноегь в проведениях народной по своим истокам темы финала. Перед началом концерта казалось, что его кульминацией суждено стать именно бетховенской партитуре. Слишком мною опасений вызывало наличие в программе Пятой симфонии Петра Ильича Чайковского. Соседство с Бетховеном оправдано - не зря же в нашей стране написано много работ под названием “Бетховен и Чайковский” - но уж слишком симфония “заиграна”, каждая ее нота хорошо известна, и не всякий слушатель и не всегда способен испытывать искренние чувства, сопереживая бурным излияниям лирического героя. Как заметил наш известный критик, во время исполнения одним голландским дирижером Пятой симфонии хотелось бить стаканы. Но Горенштейн - диржер темпераментный и в то же время сдержанный в выражении эмоций. Темы рока ни в одной из частей не звучали излишне многозначительно, темпы в драматических эпизодах были весьма подвижными, а лирические фрагменты слушались органично. Успех был больше ожидаемого.

Только с любовью русского к быстрой езде может сравниться его любовь к “Пляске скоморохов” из “Снегурочки” Чайковского и увертюре к “Руслану и Людмиле” Глинки. Они прозвучали в финале концерта в зажигательном темпе и с большой искренностью.

Концерт оказался долгим, но живым и покоряющим Начало сезону положено успешное. Это предвидел и Владимир Боярский, пожелав в своем вступительном слове фестивалю, сезону, слушателям счастья восприятия музыки.

Мария Шишкова.

Комсомольская правда. - 1995. - 26 сентября.


[На станицу автора] [Все статьи]