ГРАЦИОЗНАЯ ЗВУКОПИСЬ КЛАВЕСИНА

Недавно на сцене Тверской филармонии впервые зазвучал клавесин, инструмент с чарующим звуком из далекого и загадочного 15-го века. Вследствии его устройства звук клавесина звонкий и отрывистый. Исполнитель не может по своему желанию увеличивать или уменьшать силу звука. К 17-му веку клавесин совершенствуется и звучит уже не только при домашнем музицировании, но и на официальных церемониях. Так, во Франции клавесинная музыка использовалась для возвеличивания королевской власти и создания ореола вокруг имени "короля-солнца" Людовика XIV. В двадцатом веке этот инструмент звучит и как солирующий, и как ансамблевый.
Ирина Риз, "первооткрыватель" клавесина в нашем городе, - молодой музыкант, влюбленный в профессию клавесиниста, дипломант конкурса в Бельгии. И. Риз обладает большими виртуозными возможностями. В ее исполнении с блеском прозвучали сочинения Куперена ("Франсуа Великого"), Рамо, в которых И. Риз сумела отразить сферу "грациозной и элегантной звукозаписи" (Асафьев). Нетрадиционно мы уже привыкли к органной мощи Баховских композиций, и в то же время убедительно прозвучали на клавесине сочинения Баха.
Слушатели с удовольствием познакомились со звучанием клавесина. В антракте многие поднимались на сцену посмотреть на клавесин вблизи - ведь этот инструмент для нас действительно музыкальная диковина.
У нас в стране есть несколько исполнителей на клавесине, пользующихся всемирной известностью. Среди них - А. Майкапар. Он любезно согласился играть в абонементных концертах следующего сезона. Встречи обещают быть на редкость интересными.

Вече Твери. - 1993. - 27 апреля.


[На станицу автора] [Все статьи]