Последний аккорд

Ответственность за закрытие фестиваля была возложена на Юрия Башмета и его оркестр "Солисты Москвы". Но концерт 30 октября не состоялся. Юрий Абрамович по личной просьбе мэра Нью-Йорка срочно улетел в Америку на открытие фестиваля. Накануне позвонил в филармонию, принес искренние извинения. Обещал приехать в Тверь сразу же после возвращения из Нью-Йорка. И приехал!

В прошлый приезд в Тверь я встречалась с Юрием Абрамовичем Башметом и из разговора с ним поняла, что он - доволен своей судьбой. И действительно, Башмет - музыкант со всемирной славой. А не в этом ли счастье артиста?

Если заглянуть в музыкальный словарь, то в нем альт означается как инструмент ансамблевый. Юрий Башмет своей феноменальной игрой заставил пересмотреть этот взгляд на старинный альт. Подобно Иоганну Себастьяну Баху, который превратил клавир из инструмента аккомпанирующего в сольный, Башмет в конце XX века сделал альт инструментом сольным.

Юрий Башмет - первый альт в музыкальном мире. Это подтверждает все: насыщенная гастрольная жизнь - в какой стране не звучал альт Башмета?! Современные музыканты посвящают Юрию Башмету свои сочинения. Альфред Шнитке писал концерт для альта, внутренне слыша его в исполнении только Башмета, а отсюда и посвящение Юрию Абрамовичу. Кстати, этих больших музыкантов связывает искренняя человеческая дружба. Недавно Альфреду Гарриевичу Шнитке исполнилось 60 лет. Башмет, отложив концерты в Осло, прилетел на чествование мастера. Башмет очень прост в общении. В нем сохранилась та "студенческая" манера поведения, искренность, открытость, доброжелательность, которые делают великого музыканта неповторимым, притягательным, на редкость контактным (наверное, эти черты сразу очаровали и Мстислава Ростроповича, когда в студенческие годы в, Московской консерватории Башмет сам представился уже маститому Ростроповичу, на что тот ответил: "Приходи ко мне в класс, старик!" - этот эпизод Башмет всегда рассказывает с юмором).

Юрий Башмет - разносторонне одаренный музыкант. Сфера концертирующего артиста оказалась для него недостаточной. И уже много лет он за дирижерским пультом. Как дирижер Башмет тоже уникален... Вес помнят славу первого оркестра Юрия Башмета. По известным причинам Юрий Абрамович отказался от руководства им, объясняя эту ситуацию теперешними условиями жизни, не обвиняя, не критикуя своих бывших коллег. Но для самого Башмета этих условий не существует. Главное для него - музыка, творчество. И поэтому он будет всегда удовлетворенным, счастливым молодым музыкантом.

Новый коллектив Юрия Башмета "Солисты Москвы" состоит из студентов, аспирантов Московской консерватории. Юрий Абрамович отмечает в них главное - преданность профессии музыканта, полную отдачу творческих сил. А в этом - залог успеха. Итак, на сцене Тверской филармонии - молодые музыканты и большой мастер, который не противопоставляет себя им. Учит, наставляет, руководит, прислушивается. (И в этом залог успеха!) Все это можно было заметить уже на репетиции перед концертом. (Именно на репетициях, в повседневной работе познается музыкант, артист, человек!) Глядя на Башмета, было ясно, что ему интересно работать с молодыми музыкантами: замечания точны и лаконичны. Музыкальный же "показ" говорил даже больше, чем слово. Никакого назидания - дружелюбие, улыбки, доверие...

Зал переполнен. Здесь и истинные поклонники искусства Башмета, и слушатели, редко посещающие филармонию. Это понятно. Ведь Юрий Башмет - музыкант века. Оркестру выпала честь закрытия "звездного" фестиваля. И музыканты осознавали это. Даже Юрий Абрамович не смог скрыть волнения, когда приносил извинения публике за вынужденную отсрочку концерта. Но вот зазвучала музыка! Телеман. Концерт для альта и струнного оркестра Соль мажор в четырех частях. Конечно же, тонус задавал солирующий Юрий Башмет. Слыша такое звучание альта, можно было поить, почему в музыкальном мире Башмета величают первым альтом современности. Звучал не альт, а "Лира Орфея!" Исполнение Бранденбургского концерта № 6 Иоганна Себастьяна Баха доказало, что все артисты оркестра - действительно солисты. (Кстати, недавно коллектив пополнился новыми музыкантами, которых Юрий Абрамович "заметил" на фестивале Шнитке). Энергия ритма, блеск, изящество отличало игру соревнующихся музыкантов. И здесь звук альта Башмета приковывал к себе внимание.

Во II отделении Юрий Башмет предстал как дирижер. Звучала "Камерная симфония" Дмитрия Шостаковича и "Мимолетности" Сергея Прокофьева в редакции Рудольфа Баршая. В симфонии музыканты сумели передать яркий накал страстей, а в "Мимолетностях" - контрастную образность, звуковую изысканность миниатюр. Юрий Абрамович направлял музыкантов жестами, глазами, улыбкой... На бис прозвучал Брамс, прозвучал так, что в зале воцарилась тишина, которую не хотелось нарушать. Наверно такого восторженного, искреннего приема, как в Твери, артисты оркестра не встречали нигде. После концерта очень хотелось побеседовать с Юрием Абрамовичем. Пока пережидала многочисленных желающих получить автографы, поняла, что щедрый Башмет конечно же не откажет в разговоре, но... ему нужен отдых. На концерте артист не щадил себя, самозабвенно предаваясь творчеству. (А буквально накануне Юрий Абрамович вернулся из Нижнего Новгорода. Впереди - заграничные гастроли!) Рядом с Башметом стояла дочь, удивительно похожая на отца. Ксения уже выступает с оркестром, недавно играла концерт Гайдна. Юрия Абрамовича покорила искренность нашей публики. Он обещал не забывать Тверь.

Итак, Фестиваль закончился! Это грустно. Но, как обнадежил Владимир Ефимович Боярский, тверичей в этом сезоне ожидают интересные музыкальные встречи. Покидая филармонию, слушатели благодарили организаторов фестиваля за незабываемый музыкальный праздник.

Мария ШИШКОВА

Новая газета. - 1994. - 10 ноября.
[На станицу автора] [Все статьи]