ПЕРВЫЙ БАХОВСКИЙ

Незабываемое событие
"И.С.Бахи владычествуют над своим временем со слишком большой высоты, чтобы оказывать на него прямое влияние; они вне своего века; лучи, исходящие от них, чувствуются лишь на расстоянии".
Р.Роллан

18 марта стал днем открытия I фестиваля музыки И.С. Баха в Твери. Событие радостное и долгожданное. Организаторы фестиваля приложили много сил и фантазии, чтобы этот фестиваль превратился в незабываемый праздник встречи с музыкой великого Баха. В фойе была развернута интересная выставка. На художественных фотографиях - редкие портреты Иоганна Себастиана, портреты сыновей-композиторов, его современников: Вивальди, Корелли... Отдельный стенд посвящен литературе о Бахе, ставшей классикой мирового музыковедения. Это труды Форкеля, Швейцера, Друскина... Представлены многочисленные грамзаписи лучших исполнителей музыки Баха - Г.Гродберга (орган), Т.Николаевой (фортепиано), С.Рихтера (фортепиано), Давида и Игоря Ойстрахов (скрипка)... И, наконец, та нотная литература, которая многочисленными изданиями выходила у нас в стране и за рубежом.
Право открытия фестиваля было предоставлено признанному интерпретатору музыки Баха, органисту Г.Гродбергу. Орган - любимый инструмент И.С.Баха, спутник всей его жизни. В игре на органе, в импровизациях на нем Бах особенно проявил свое артистическое "я". Прославленный органист, старец Рейнкен, услышав органную игру Баха, произнес: "Я думал, что это искусство давно умерло, но теперь вижу, что оно живет в Вас!" Заслуженная похвала великого современника. На вопрос о том, как Иоганн Себастиан достиг такого совершенства, он с присущей ему скромностью ответил: "Мне пришлось быть прилежным: кто будет столь же прилежен, достигнет того же". В эпоху Баха орган был инструментом, посредством которого композитор мог донести до широкой слушательской аудитории свои мысли и эмоции. Органные произведения Баха подобны фрескам в живописи. Все в них дано крупным планом: "Для такого гения, как Бах, самым приличным, самым родным инструментом был орган, этот океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своем" (А.Серов).
На открытии Г.Гродберг исполнил шесть сложнейших циклов прелюдий и фуг Баха. Ученик великих мастеров А.Гольденвейзера (класс фортепиано) и А.Гедике (класс органа), Гарри Яковлевич принадлежит к тому поколению просвещенных и энергичных музыкальных деятелей, благодаря которым великая Россия превратилась в страну, где органная музыка стала неотъемлемой частью музыкальной жизни. (Гродберг стал крестным отцом тверского органа. Он принял самое непосредственное участие в его строительстве и установке.) Репертуар музыканта обширен и многопланов, начиная от музыки композиторов XVII века и кончая авторами XX столетия. Но в центре внимания исполнительской деятельности Г.Гродберга - музыка И.С.Баха. В одном интервью он сказал: "С детства я фанатично любил музыку и особенно музыку И.С.Баха. Я склоняю голову перед его гением. Музыка его, даже самая драматическая, устремлена к свету, к добру, а в каждом человеке всегда живет мечта об идеале".
Г.Гродберг получил широкое международное признание. Вот несколько отзывов из газет: "Никто с таким мастерством не исполняет Баха, как московский органист" ("Вестфален пост"). "Гродберг с вдохновением и полной самоотдачей исполнил большую программу, посвященную творчеству Баха"("Джорио").
"Блестящий Гродберг!" ("Вестдойчецайтунг"). Г.Гродберг умеет установить магический контакт со слушательской аудиторией. Его слова о "животворности музыки" И.С.Баха, произнесенные на открытии фестиваля, подтвердились эмоционально приподнятым характером исполнения сложнейших сочинений. Циклы прелюдий и фуг, исполненные в этом концерте, продемонстрировали все характерные особенности органного стиля И.С.Баха. Так, в фуге ля минор Г.Гродберг показал себя темпераментным исполнителем, блестящим виртуозом, для которого не существует технических трудностей. Строгостью воплощения отличалась интерпретация Гродбергом фуги до минор, полной высокого трагизма. Как гимн Баху - человеку, превозмогшему все трудности, лишения и победившему их, прозвучали прелюдия и фуга си минор.
Успех концерта был настолько велик, что по просьбе слушателей Г.Гродберг дает несколько дополнительных концертов. А это можно назвать творческим подвигом органиста Г.Гродберга, великого мастера современности.

Мастер-класс

С 18 по 29 марта в концертном зале Тверской филармонии проходил I фестиваль музыки И.С.Баха. Для европейских стран подобные форумы стали традиционными. В России, к большому сожалению, этот праздник музыки великого композитора только еще начинает свой путь. Инициатором проведения I фестиваля в Твери стал Гарри Гродберг, органист с мировым именем, страстно влюбленный в музыку Баха. Гарри Яковлевич нашел горячую поддержку в лице директора филармонии В.С.Боярского и всего коллектива.
Иоганн Себастиан Бах! Кто же он, этот гениальный и загадочный композитор? "Лейпцигский кантор - божественное явление: он ясен и все-таки необъясним" (Гете). Меняются эпохи, музыкальные вкусы, а творчество Баха не исчезает из музыкального мира, обретая все новых преданных поклонников. Жизнь Баха-композитора во многом трагична. Как гениальный музыкант, Иоганн Себастиан намного опередил свою эпоху, которая не сумела по достоинству оценить великого современника. Искусство направлялось вкусом двора и требованиями протестантской церкви. Баху приходилось зависеть то от одних, то от других, и жизнь его была полна унижений и мучительной горечи. Грандиозные замыслы Баха не умещались в границах светской музыки, они разрушали привычные представления религиозной, духовной музыки. "Я по мере слабых сил своих и разумению, - писал Бах, - старался улучшить качество исполняемой музыки почти во всех церквах округа, но, к сожалению, я встретил тяжелые препятствия в осуществлении этих моих стремлений..." А вот отношение к Баху светских властей. В Веймаре Бах нес на себе основной груз работ, занимал при этом второстепенное место. Освободилась должность придворного капельмейстера, и Бах рассчитывал на нее. Ответ был в духе княжеских нравов: "...6 ноября концертмейстер и органист Бах за свое непочтительное требование отставки был посажен под арест в помещении городского суда".
Менялись должности, города, но оставалась суть жизни. И этой сутью было создание музыки. За свои 65 лет И.С.Бах написал более тысячи сочинений разных жанров и для многих инструментов. При жизни произведения Баха почти не исполнялись. Только с XIX века начинается медленное возрождение его творчества. В 1802 году немецкий историк Форкель опубликовал первую биографию Баха, привлекшую внимание к жизни и личности композитора: "Произведения Баха не только нам нравятся или восхищают, но они непреодолимо захватывают нас. И воздействуют тем сильнее, чем чаще мы их слышим и чем ближе познаем их. Сочинения Баха обладают такой силой, что даже неискушенный слушатель, овладевший лишь музыкальной грамотой, вряд ли может удержаться от восклицания". Музыканты-романтики первыми низко склонились перед гением И.С.Баха. И Брамс выразил свое безмерное уважение к Баху в следующих словах:
"Если бы вся музыкальная литература - Бетховен, Шуберт, Шуман - исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха - я был бы безутешен". А вот отношение русского критика П.Н.Серова: "Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить... с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно - творения великого Баха".
Можно приводить бесконечное множество авторитетных высказываний, но вернемся к нашему фестивалю. Его можно назвать "звездным", так как в нем принимали участие лучшие интерпретаторы музыки И.С.Баха: народный артист России Г.Гродберг (орган), народная артистка СССР Т.Николаева (фортепиано), народный артист России И.Ойстрах (скрипка), заслуженный артист России А.Корнеев (флейта), лауреат международных конкурсов Кирилл Родин, "Российская камерата" под управлением Вячеслава Трушина. Пожелаем же прекрасному начинанию успехов и долголетия.

Музыковед ШИШКОВА М.П.

Новая газета. - 1993. - №10.


[На станицу автора] [Все статьи]