Тверь полюбила Любимова...

Не успели отзвучать последние аккорды Четвертого Баховского, и - очередной сюрприз. Приезд в Тверь пианиста, который, к огромному сожалению, в наше время больше выступает за рубежом. Алексей Любимов окончил Московскую консерваторию по классу Генриха Нейгауза. Это говорит о многом. И о таланте Любимова, и о выдающейся пианистической школе, которую Любимов обрел, общаясь с Нейгаузом. Фортепиано оказалось недостаточным для молодого музыканта, и он начинает совершенствоваться и на клавесине, и на органе. Затем новое увлечение. Игра на аутентичных инструментах, причем не только музыки барокко, но и венских классиков и даже романтиков (за последнее столетие в группе инструментов произошли изменения, касающиеся струн, настройки, приемов игры). Сейчас многие известные пианисты начинают увлекаться подобными идеями в исполнении романтической музыки. Что касается исполнения на аутентичных инструментах музыки венских классиков, то оно уже имеет прочные традиции: "Одно время я слишком "увяз" в исполнении на старинных инструментах. Понятное дело, сами по себе инструменты еще ничего не решают, важно, как исполнено…"

Алексей Любимов всегда исполнял музыку разных эпох и стилей, начиная от струнной музыки и кончая поставангардом. Любимов - крупнейший интерпретатор музыки неповторимого американского композитора Джона Кейджа. Именно Любимову принадлежит идея проведения и организации первых фестивалей авангардной музыки "Альтернатива", изначально имевших статус международных. Увлечений у Алексея Любимова много. Не все знают, что классический музыкант испытал на себе влияние рок-музыки. "В 1975-1976 годах я переживал кризис в отношениях с авангардом. Тогда я особенно сильно заинтересовался старой барочной музыкой и одновременно восточной музыкой и философией. Вместе с композитором Мартыновым мы поехали на Памир собирать фольклор, и я впервые непосредственно соприкоснулся с Востоком. Произошел настоящий удар по моей музыкальной психологии. Я ощутил, что в восточной музыке есть простота, включенная тем не менее в очень сложный контекст. Параллельно я стал интересоваться и теми направлениями в рок-музыке, которые ориентированы на восточную культуру “Махавишну-одкестр”, "Кинг Кримсон"… Увлеченность роком косвенным образом повлияла на мое фортепианное исполнительство. Я по-новому оценил прелесть простоты и открытости. Изменился ракурс моей жизни, я сам стал открыт для восприятия совершенно противоположных вещей…"

В одном из интервью Любимова спросили о публике, на что он ответил: “Пожалуй, наша публика более жадно вбирает в себя музыку со сцены. Ближе к нашей - публика в Финляндии. В целом же на Западе восприятие куда более рациональное, слушают внимательно, но как бы не участвуя в происходящем”.

Желающих познакомиться с исполнительским стилем Любимова на тверском концерте было множество. Тем более, что программа была на редкость разнообразной: Шуберт, Брамс, Дебюсси. Каждый по-своему воспринял игру этого интересного музыканта и не менее интересного человека. Но все были единодушны в одном в игре Любимова “не утрачен вкус к подлинности”.

Музыковед ШИШКОВА М.П.

Комсомольская правда. - 1996. - 2 апреля.


[На станицу автора] [Все статьи]