БУДЕТ ВЕЧНАЯ МУЗЫКА

В концертном зале Тверской академической филармонии звучит музыка И.О. Баха и венских классиков. Свободных дней на фестивале нет. И каждый концерт — переполненные залы!

Как сказал художественный руководитель филармонии Владимир Боярский, на баховском фестивале “состоялся мини-фестиваль Гродберга в фестивале”. Все три концерта органиста Гарри Гродберга имели ошеломляющий успех. Мастерство, вдохновение, полная самоотдача, новые краски каждого концерта — вот что постоянно покоряет тверских слушателей в игре Гродберга. На фестивале впервые в Твери прозвучали органные сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Гуммеля, Черни, ряд сочинений И. С. Баха. Не все желающие попали на концерты Гродберга. Утешением служит то, что Радио России предоставило эфир Гарри Гродбергу как выдающемуся органисту XX века. В цикле передач Гродберг рассказывает о великих музыкантах, музыкальных эпохах, стилях в музыке.

После заключительного концерта Гродберг приветствовал тверского слушателя, “чуткого и внимательного”, в очередной раз назвал тверской орган одним из лучших концертных органов Европы. На следующий лень Гродберг улетал на концерты в Самару, где только что установили орган, и Гарри Яковлевич принимал в этом самое непосредственное участие.

В субботу на фестивале была премьера — звучала Девятая симфония Бетховена. Дирижер Владимир Понькин после концерта сказал

— Этот сувенир (по сложившейся традиции, в память о фестивале его участникам дарят призы от ОАО “Тверь-стекло” — М.Ш.) — зеркало вашей гостеприимной души, вашего состояния. Здесь теплая, замечательная акустика.

Владимир Понькин в Твери второй раз. Он возглавляет симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии. Понькин окончил Московскую консерваторию по классу Геннадия Рождественского, стал лауреатом первой премии Международного конкурса дирижеров в Лондоне. В одном из интервью Понькин высказал свое кредо дирижера “Скрупулезная работа — это основа, база. Ее я стараюсь делать как можно солиднее”. Это было заметно и на репетиции перед фестивальным концертом. У дирижера замечательный контакт с артистами: отсутствие менторского тона, дружелюбие, желание подбодрить музыкантов, оказавшихся в непривычных для них условиях. Ведь сцена филармонии не приспособлена для исполнения Девятой симфонии. Солисты вынуждены были разместиться в партере. В финале симфонии к оркестрантам присоединился еще и хор — более 40 человек. Это знаменитая капелла имени Юрлова — Государственная академическая хоровая капелла России Финал симфонии произвел огромное впечатление на слушателей. Знаменитая тема радости вызвала самую бурную реакцию. Последовали бисы.

Благодаря IX Баховскому тверичи целиком услышали бессмертное сочинение В. А. Моцарта “Реквием”. Исполняли его Государственный академический московский камерный хор под управлением В. Минина и камерный оркестр Государственного академического большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского. Камерный хор под управлением В. Минина уже не раз был гостем Твери. А теперь — “Реквием”, произведение, требующее от исполнителя высочайшего мастерства. Слушая “Реквием” в исполнении хора, невольно вспоминаешь слова великого баса нашего времени Евгения Нестеренко “К этому коллективу слово “хор” мало подходит. Не хор, а ансамбль солистов Ансамбль влюбленных в пение и музыку людей”.

Артисты хора продемонстрировали тембровую красоту голосов, умение воспроизводить эффектные динамические контрасты — от нежнейшего пианиссимо до звуковой мощи на форте (“Слезная”), виртуозное начало (“День гнева”) и другие элементы своего беспредельного хорового арсенала. Достойным партнером хора был Московский камерный оркестр, который помогал раскрыть психологический план произведения и создавал живописные эффекты. А закончился этот незабываемый концерт словами великого дирижера В Минина. “Выступать для вас — огромное счастье и наслаждение”.

Музыковед ШИШКОВА М.П.

Вече Твери. - 2001. - 27 марта.


[На станицу автора] [Все статьи]