"ДВА ГОЛОСА, ПЛЕНИТЕЛЬНО СЛИВАЯСЬ,
С НЕБЕСНОЙ СЛАДОСТЬЮ ПЕСНЬ ДИВНУЮ ПОЮТ…"

Тверичи любят вокальную музыку а с удовольствием посещают концерты как тверских, так и московских солистов. На этих днях на сцене филармонии выступали большие мастера русской певческой школы: заслуженный артист России, солист ГАБТ Владимир Маторин (бас), заслуженная артистка России Надежда Красная (меццо-сопрано). Концерты была настолько интересными, что певцов просили приехать еще раз.
Певица Надежда Красная - музыкант с необычной судьбой. Родом она из Тувы, а климат этого далекого города не способствует расцвету вокальных данных. Человек удивительно доброжелательный, после концерта Надежда Красная с удовольствием рассказывала о своих "завоеваниях" сцены. Приехав из Тувы в Москву, ей пришлось доказывать консерваторским профессорам, что она, несмотря на молодость, может заниматься серьезно вокалом. Профессор Измайлова поверила в талант молоденькой, настойчивой абитуриентки, и результаты сказались очень скоро: участие в конкурсе им.П.И.Чайковского, I место на конкурсе вокалистов в Тулузе (Франция). После этого - работа в Большом театре с такими мастерами, как Елена Образцова, Зураб Соткилава, Юрий Мазурок (партия Татьяны в "Евгении Онегине", Маргариты в "Фаусте", Франчески в "Франческе да Риммини"). По словам певицы - это была великолепная школа вокального мастерства. Ее замечают и приглашают принять участие в интернациональном спектакле в г.Братислава. В партии Татьяны Лариной (опера "Евгений Онегин") темпераментная Надежда покорила и чехов, и поляков, и югославов, присутствовавших на спектакле.
У певицы сейчас новый творческий взлёт, но уже в жанре камерной музыки. В Америке Н.Красная в прошлом году выпустила компакт-диск "Все романсы П.И.Чайковского". Это напряженный длительный труд! Сейчас она имеет 25 сольных концертных программ, включающих сочинения редко исполняемых композиторов: Шенберга, Берга, современного композитора Елены Фирсовой, в плане - работа над музыкой, причем сложнейшей, английского композитора Бриттена. Откровенно говоря, я была удивлена таким творческим энтузиазмом певицы. Ведь она постоянно гастролирует за рубежом. Недавно пресса писала о большом успехе на фестивале в университетском городе Камерино русской певицы Надежды Красной и концертмейстера Вадима Федоровцева.
Эффектная, влюбленная в музыку, Надежда Красная в Твери исполнила сложнейшие сочинения Боккерини, Перголези, показав и индивидуальность трактовки, и выразительность голоса, и владение стилем "прекрасного пения".
Достойным партнером певицы был наш тверской камерный оркестр "Российская камерата". Художественный руководитель и дирижер Вячеслав Трушин. Выступление оркестра от раза к разу поражают мастерством и эмоциональностью. Репертуар оркестра постоянно обновляется. В тот вечер незабываемо прозвучала "Серенада для струнного оркестра" П.И.Чайковского. Все-таки музыка Чайковского обладает каким-то магическим свойством. Погода в тот день была прескверная. Ненастный вечер, дождь зимой... И вдруг - Чайковский! Его музыка - приют, где остаешься наедине с вечным. Все будничное отстраняется, кажется маловажным. Играл оркестр вдохновенно. Очень интересно было звучание виолончелей. Аплодисментам не было конца.
Может быть, тверичи потому и любят вокальную музыку, что наш удивительно красивый край - родина неповторимого Сергея Яковлевича Лемешева и Владимира Маторина. Наверное, поэтому он "с особым удовольствием выступает перед земляками". Владимир Маторин долгое время был солистом Кировского театра в Ленинграде, а теперь - ведущий бас Большого! Недавно по телевидению транслировалась запись оперы "Жизнь за царя" М.И.Глинки. Это была необычная постановка: в Костроме, в Ипатьевском монастыре, в тех местах, где проходили события оперы. В.Маторин исполнял партию Ивана Сусанина, исполнял необычно и очень убедительно. Перед нами был не оперный традиционный герой, а простой крестьянин, прямой, честный, благородный, любящий... (голос звучал крепко и убедительно, а ведь исполнение было на воздухе). Отзывы критики были правдиво-хвалебными. Совершенно по-новому Владимир Маторин создал на сцене Большого театра сложнейший образ царя Бориса, Владимира Галицкого...
И вот Владимир Маторин поет на тверской сцене. Обычно певец составляет программы своих концертов так, что они удовлетворяют и любителей классики, и почитателей романсов. Так было и в этот раз. Звучали арии из опер Глинки, Римского-Корсакова, романсы Глинки, Даргомыжского, причем редко звучащие в последнее время в концертах. ("Ночной смотр", "Победитель" - Глинки на ел. Жуковского, "Старый капрал", "Червяк" - Даргомыжского...) Отличительной особенностью талантливых басов является творческая многоплановость, что и продемонстрировал на концерте В.Маторин. Неподражаемо звучали кантиленные образы Глинки и Римского-Корсакова. И в то же время сатирические образы вызывали долгую реакцию зала. Каждый романс, песня, исполняемые певцом, превращались в драматические сцены, потому что действительно Маторин - большой оперный актер. Слушая Маторина, невольно вспоминаю записи Максима Дормидонтовича Михайлова, его "церковный" бас, не знающий звукового предела. У В.Маторина - мощный голос, целиком заполняющий наш уютный зал. Пел певец много и для слушателей с разными вкусами. Было "несколько окончаний концерта". Зал ликовал.

Новая газета. - 1995. - №12.


[Тверские авторы] [На главную страницу]