В НЕМ МУЗЫКА ПОКОИЛАСЬ, КАК МЛАДЕНЕЦ НА РУКАХ МАДОННЫ

"До сих пор вижу его великолепную голову в профиль, распахнутую на груди рубашку, целеустремленный марш к дому... Помню, в тот момент, когда он шел мимо, нам попросту было страшно, страшно оттого, что вблизи проходил человек, представляющий собой легенду XX века, недосягаемый и далекий, как небожитель, гений, живущий среди нас, позволяющий иногда послушать себя, погрузиться в его космический мир, вновь и вновь являющий свои запредельные, сверхчеловеческие силы служителя Музыки" (В.ЧЕМБЕРДЖИ "В путешествии со Святославом Рихтером)

НА ДНЯХ ушел из жизни выдающийся музыкант XX столетия Святослав Теофилович Рихтер. (Родился в 1915 году. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, ученик Г.Г.Нейгауза.)
Ушел из жизни, но не из памяти истинных поклонников его неповторимого искусства.
Несмотря на мировую известность, Святослав Рихтер часто приезжал в Тверь с концертами и привозил с собой из Москвы настройщика Е.Артамонова, так как огромное внимание уделял "состоянию" инструмента.
В 60 - 70-е годы Рихтер играл в филармоническом зале каждый сезон, представляя новые программы. Последний приезд Святослава Теофиловича в Тверь пришелся на 1986 год. Тогда в его исполнении прозвучали сонаты И.Гайдна и В.-А.Моцарта. Думается, что к тверскому слушателю С.Рихтер всегда относился с симпатией. В последие годы, когда Святослав Теофилович был болен и концерты его стали большой редкостью, связь администрации Тверской филармонии с великим пианистом поддерживалась через его супругу Нину Львовну Дорлиак. В телефонных разговорах она информировала о здоровье, планах Святослава Теофиловича. Нина Львовна обещала, что при малейшей возможности они обязательно приедут в Тверь. Увы! Этого не произошло.
В общении со слушателями Святослав Рихтер был всегда очень уважителен. На память приходит такой случай. Концерт Рихтера. Конечно же, все билеты проданы. Студенты теснятся у входа. Мимо проходит Святослав Теофилович. Что-то спрашивает у администратора. Через несколько минут студентов пропускают... на сцену! По предложению Рихтера там были поставлены стулья. И так было не на одном концерте!
Чем же запомнились благодарным тверичанам концерты-встречи с Рихтером? Стремительный, особый выход пианиста на сцену. На первый взгляд, обычные руки, которые при соприкосновении с клавишами творили чудо.
Глубина и масштабность концепций, вырастающих из творческого и одновременно точного прочтения авторского замысла.
В его черепе, напоминающем куполы Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся прекрасная музыка покоится, как младенец на руках рафаэлевской мадонны..." (Г.Г.Нейгауз).

Вечерняя Тверь. - 1997. - 6 августа.


[На станицу автора] [Все статьи]