ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД СЕЗОНА

Подошел к завершению филармонический сезон, уникальный по своему исполнительскому составу и репертуару. На прошлой неделе прошел последний абонементный концерт. Играл народный артист России, лауреат международных конкурсов, профессор Московской консерватории Наум Штаркман.
Филармония на протяжении ряда лет проводит абонементные концерты. Это очень удобная и выгодная в материальном плане форма, так как слушатель может выбрать для себя абонемент, соответствующий его музыкальным вкусам. На следующий сезон филармония вновь планирует выпуск абонементов. Трудно даже перечислить всех "звезд", которые будут выступать в концертах: Малый симфонический оркестр (концерты его в столице проходят при переполненных залах), хор Свешникова, Детский хор телерадиокомпании "Останкино", Государственный духовой оркестр России, Гарри Гродберг, вокальный дуэт сестер Карины и Рузанны Лисициан, народный артист России, наш земляк, солист ГАБТ Владимир Моторин, современная знаменитость - пианист Станислав Иголинский, профессор Владимир Тонха с циклом "История виолончельной музыки"... Певцы Тверской филармонии снискали себе заслуженную любовь у слушателя. И по желанию тверитян составлен новый абонемент - "Солисты Тверской филармонии",
По-прежнему будут проходить концерты по учительскому, студенческому, семейному абонементам. Пожалуй, трудно назвать еще одну провинциальную филармонию, где организовано столько абонементов.
В наше время - это большая сложность, ведь известно, что многие большие музыканты работают на Западе.
Концерты Наума Штаркмана в Твери всегда событие. Он прошел школу пианистического мастерства в Московской консерватории, в классе крупнейшего музыканта XX века, профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения, концертирующего пианиста Константина Николаевича Игумнова. В прошлый приезд Штаркмана в Тверь я специально завела разговор об Игумнове. Наум Львович с искренним сожалением сказал: "В Московской консерватории из учеников Игумнова остался я один..." Да, время неумолимо идет вперед, и уходят люди, олицетворяющие музыкальные эпохи. Константина Николаевича Игумнова можно считать создателем одной из ветвей советской школы пианизма, у истоков которой стояли Генрих Густавович Нейгауз, Александр Борисович Гольденвейзер. Игумнов родился в 1873 году и обучался в Московской консерватории у великого Павла Августовича Пабста (1854-1897 гг.), педагога, пианиста, концертирующего с детства, композитора. Петр Ильич Чайковский посвятил Пабсту знаменитый "Концертный полонез". С 23 лет Игумнов преподавал в Московской консерватории, не порывая с концертной деятельностью. Репертуар его концертов был обширным. Игумнову принадлежал приоритет тонкого интерпретатора фортепианных сочинений Чайковского. Среди учеников Игумнова - Константин Аджемов (как и Игумнов, маститый искусствовед, пианист), непревзойденный исполнитель фортепианных сонат Бетховена Мария Гринберг, один из первых советских лауреатов международных конкурсов 30-х годов Лев Оборин, Яков Флиер... Наум Штаркман от своего великого учителя унаследовал понимание стилевых особенностей музыки романтиков. Недавно в Твери выступали студенты Штаркмана. Они с гордостью и уважением сказали, что у Наума Львовича "редкий художественный вкус". Это бесценное качество - редкий дар музыканта. И действительно, игра Штаркмана поражает отточенностью мастерства, осознанностью, глубиной интерпретаций.
В первом отделении концерта Наум Штаркман исполнял цикл "Времена года" Петра Ильича Чайковского. (К сожалению, музыка эта нечасто звучит в концертах). Двенадцать характеристических пьес. У каждого меломана при упоминании этого названия возникают свои ассоциации - родные, близкие, незабываемые. Сколько очарования, поэзии, левитановской грусти, недосказанности в этих неповторимых миниатюрах! Простота, естественность, безостановочно льющийся поток прекрасных мелодий... Меланхолия пьесы "У камелька" сменяется колокольным восторгом "Масленицы". "Голубенький, чистый подснежник-цветок" - под пальцами Штаркмана пьеса "Апрель" прозвучала как бы в исполнении вокалиста. А вот звуковая роскошь любимой "Баркаролы" сменилась иным колоритом. "Осенняя песня", скорее, не звучала, а захватывала, куда-то уносила, и оттуда, издалека, слушателя возвратили бубенцы русской тройки, песня ямщика (ноябрь) "На тройке". Вот и "Святки" (декабрь), и пронесся в удивительном музыкальном калейдоскопе год, 12 месяцев, образов, зарисовок.
Во втором отделении слушателей вновь ждали музыкальные сюрпризы: Бетховен - соната №14 до диез минор "Лунная", Шуберт-Лист - "Серенада" (всеми любимая!). И конечно же, как всегда, восторженно и неповторимо прозвучали сочинения горделивого, восторженного Фридерика Шопена. Можно с уверенностью сказать, что яркий талант Наума Штаркмана в Твери обрел преданных друзей и почитателей.

Новая газета. - 1994. - №93.


[На станицу автора] [Все статьи]