"МУЗЫКАЛЬНАЯ ОСЕНЬ В ТВЕРИ"

Фестиваль продолжается. Отрадно, что концерты его посещают люди разных поколений. За эти десятилетия филармония помнит выступления многих выдающихся исполнителей, но фортепианные дуэты не звучали с Большой сцены уже более тридцати лет. А ведь когда-то ансамблевая игра была широко распространена среди любителей музыки благодаря доступному репертуару, не требующему профессиональных виртуозных навыков. Подобная "четырехручная" музыка с удовольствием разыгрывалась в домашнем быту, на любительских вечерах. Звучала она в салонах Одоевского, Зинаиды Волконской в XIX веке и в гостиной режиссеров Рубена и Евгения Симоновых в XX веке (ведь преемственность художественных традиций - неотъемлемая часть жизни русской интеллигенции). Сегодня в Москве, Санкт-Петербурге существует не один десяток фортепианных дуэтов, причем число их Продолжает увеличиваться.
Дуэт заслуженных артистов России Елены Сорокиной и Александра Бахчиева - бесспорно, лидер среди них. По профессиональным параметрам он наверняка выше многих. И вот, эти музыканты - гости Тверского фестиваля. Елена Сорокина и Александр Бахчиев - супруги. Наверное еще и поэтому у них полное взаимопонимание на сцене. Как ансамблисты Сорокина и Бахчиев очень подходят друг другу. Каждый силен чем-то своим, что вместе дает великолепный результат. Бахчиев, как пианист (ведь в шестидесятые годы на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского он покорил жюри самобытностью своего таланта), закладывает фундамент в сочинениях, покоряет виртуозностью и мощью звучания. Елена Сорокина - доктор искусствоведения, заведующая кафедрой русской музыки Московской консерватории, т.е. ученый, выступающий на профессиональной сцене как пианист. В ее игре больше тонкости, легкости, прозрачности. От пианистических возможностей партнеров зависит и распределение ролей в ансамбле, т.е. какую партию исполняет он или она. Е.Сорокина - музыковед в истинном смысле этого слова. Благодаря ее артистичным комментариям концерт превратился в музыкальный спектакль.
Программа состояла из фрагментов большого цикла "Музыкальные столицы мира", с которым дуэт объездил многие страны мира. В первом отделении исполнялась музыка Вены, как правильно сказала Елена Геннадьевна, "столицы музыки и родины четырехручного музицирования". В Вене звучала музыка для немногих и музыка для всех. Фугу до минор, Моцарт писал для узкого круга людей, рассчитывая исполнить ее в салоне просвещенного дипломата барона ван Свитена. "Фуга Моцарта - трудна для души и для пальцев". А потом зазвучала музыка, которую любили простые венцы: "Радости юных", "Военное рондо" - развлекательные, несколько наивные миниатюры Антонио Диабелли (кстати, издателя сочинений Франца Шуберта). Кульминацией первого отделения но считать блестящее исполнение Венгерских тнцева Брамса.
Второе отделение связано с Россией. "Музыка Пушкинского Петербурга" была представлена сочинениями "первоклассных мастеров" - Джона Фильда и его ученика Карла Майора - учителя Михаила Глинки, который впоследствии сказал: "Майер больше. чем кто-либо, воздействовал на меня в юности...".
Москва "серебряного века". Эпоха великих русских пианистов: Зилоти, Рахманинова... Бахчиев и Сорокина исполнили интереснейшее сочинение Рахманинова, которое он посвятил Чайковскому - Первую сюиту или фантазию, четвертая картина которой - "Светлый праздник имитацией колокольного звона, стала достойным завершением этой незабываемой встречи.

Новая газета. - 1994. - №147


[На станицу автора] [Все статьи]