"Я ЛЮБЛЮ МУЗИЦИРОВАТЬ В ВАШЕМ ЗАЛЕ"

Александр Макапар - клавесинист, органист, пианист, искусствовед - три дня был гостем Твери. Три вечера в концертном зале' филармонии звучала игра большого мастера.
При упоминании фамилии у всех, кто в детстве занимался музыкой, всплывают в памяти незатейливые, но очень привлекательные фортепианные пьески. Их написал дед Александра, Самуил Макапар, пианист, профессор, композитор, педагог. В 1901г. в Твери он открыл первую музыкальную школу. Бабушка была концертирующей певицей и очень смелой женщиной. Она одна из первых поднялась в воздух на самолете "Биплан", Александр Макапар с удовольствием вспоминает детство, "окутанное очарованием музыки". Не загадывая о будущем, участь внука была предрешена: непременно дать музыкальное образование.
Успех начинающего музыканта проявился быстро. Поэтому вопрос о выборе профессии отпал - конечно же, музыка! Следующий этап - учеба в Гнесинском институте у профессора, наставника, друга Т.Гутмана.
Как вспоминает А.Макапар, в 60-е появились первые доступные для исполнителей клавесины, а у слушателей возникла ностальгия по старым временам, старой музыке (тогда же создается уникальный ансамбль старинной музыки "Мадригал" Андрея Волконского, успех которого был велик). А.Макапар, не задумываясь, начинает изучать специфику игры на инструменте, познает необычную механику, изучает нотную литературу, которая в большом количестве была в нотной библиотеке деда. Тогда же Макапар начинает заниматься и на органе у профессора Ройзмана. Музыкант быстро завоевывает себе популярность, т.к. много гастролирует по стране. Тогда же начинаются его поездки за рубеж, которые продолжаются и поныне. Эрудиция Александра Евгеньевича Макапара велика. Он занимается редким и очень сложным, кропотливым делом - музыкальной иконографией. Публикует работы в сборниках научных трудов Академий наук. В 1986 году Макапар в сборнике "Культура Возрождения и общество'' опубликовал одну из основополагающих работ, которая рисует его не только как музыканта, но и исследователя: "Музыкант елизаветинской Англии: статус, амбиции, контакты".
В центре художественных интересов Макапара клавесинная музыка разных эпох от Возрождения до современных авторов. Но предпочтение музыкант отдает сочинениям И.С.Баха, представителям французской клавесинной школы Куперена и Рамо, а также английского композитора Перселля. (Макапара хорошо знают в Англии. Недавно в России с дружественным визитом находилась королева Англии Елизавета II. В честь Ее Величества в Кремле, в Серебряном зале оружейной палаты, звучала музыка "старинной" Англии. На этом концерте имел честь играть и Александр Макапар).
Тверские концерты Макапар озаглавил "Золотой век клавесинного искусства" с середины XVII века до середины XVIII. Звучала музыка И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Ф.Куперена. Современники назвали Франсуа Куперена - Великим. Уже при жизни, получив лицензию у короля Людовика XIV, он напечатал 4 тома своих оригинальных, новаторских сочинений, которые принесли ему заслуженную славу. Одно из сочинений "Маски Домино" блестяще исполнил Макапар. Каждую маску Куперен наделил не только своим характером, но в ремарках указал цвет (символика цветов связана со стилем художника Клода Лоррена. Маска "Стыдливость" - розовый цвет, "Желание" - алый, "Верность" - голубой и т.д.) Макапар с таким удовольствием рассказывал, играя на клавесине, что я невольно вспомнила слова музыканта, сказанные в одном интервью. "...Земных увлечений нет, все восполняет музыка. Я абсолютно убежден, что человека, живущего в музыке, перестают тревожить вещи, составляющие предмет забот и беспокойства большинства людей. И если воспитать ребенка так, что музыка для него будет не шумом, а смыслом жизни, он вырастет счастливым человеком!..".

Новая газета. - 1995. - 28 февраля.


[На станицу автора] [Все статьи]