БОРИС ПОКРОВСКИЙ ВЕРИТ В ТВЕРСКИЕ ТАЛАНТЫ

В течение десяти дней в Тверской филармонии полным ходом шли репетиции оперы "Евгений Онегин" П.И. Чайковского. (Ее премьера состоится в ноябре.) По две в день: с 11 часов утра и с 5 вечера. Практически только с перерывом на обед. Никто из артистов не роптал. Ведь режиссировал спектакль... Борис Покровский!

В последние годы филармония воплощает самые смелые проекты. Но в то, что в Тверь может приехать великий режиссер Покровский, верили единицы. Всемирное признание, занятость, постоянные зарубежные гастроли прославленного Московского камерного музыкального театра, основателем, художественным руководителем и режиссером которого Борис Александрович является с 1972 года, новые постановки в ГАБТ, в Театре им. Станиславского, в конце концов и возраст! Супруга Б. Покровского Ирина Ивановна Масленникова, которая тоже приехала в Тверь, объяснила это так: "Борис Александрович, как русский человек, любит старинные города. В нем просыпаются сантименты. Да еще Пушкин... Контакт с нами В.Е. Боярский установил через мою дочь Машу, Марию Лемешеву, которая неоднократно пела в вашем филармоническом зале и очень лестно отзывалась о тверской публике. Маша - это наша с Лемешевым дочь. В далекие 50-е годы, - продолжает рассказ Ирина Ивановна, - я приезжала с Сергеем Яковлевичем на его родину - в деревню Князево". Наверное, многие знают, что И. Масленникова - народная артистка России, лауреат международного конкурса в Праге, профессор Московской консерватории. Недавно она очень скромно отметила свой юбилей.

Непонятно, почему скромно! Ведь И. Масленникова до 60-го года была солисткой ГАБТ СССР. Ее исполнение партий Снегурочки, Людмилы, Разины, Виолетты, Джильды стало эталонным. На редкость скромный, интеллигентный человек (родом она из Киева), Ирина Ивановна неоднократно в нашем разговоре повторила фразу, для наших дней редкую: “У меня в жизни все складывалось благополучно (а только что о тяготах военных лет, о голоде, который сделал фигуру хорошей”). Мне ни кто не мешал. Все меня принимали”. И тут же эпизод, ставший уже историей. Во время войны И.Масленникова попадает в Москву. (В Киеве она уже была стажеркой оперного театра). И решает прослушаться в ГАБТ СССР! Удача! В тот же день ее без связей, без знакомств слушают легендарный дирижер Самосуд и великая певица В.Барсова. Полный успех. И сразу роль Джильды! “С Сергеем Лемешевым мы познакомились позже, когда я пела уже в нескольких операх.

Лемешев был талантливый человек. Талант его был абсолютен. Он любил сцену. Публика его обожала. У нас было несколько общих спектаклей, где мы пели главные роли. Это оперы "Травиата", "Ромео и Джульетта", "Лакме", "Снегурочка"... Это было просто здорово. Я помню ту атмосферу. Публика долго не отпускала. У Сергея Яковлевича были свои обожатели, а у меня свои поклонники. Каждый спектакль был праздником. Я люблю театр. Но всему приходит время. Я решила вовремя уйти со сцены. И не жалею. Почти сорок лет я преподаю. У меня много способных, талантливых учеников. Среди них - лауреаты конкурсов, солисты ГАБТ... Л. Амарфий - примадонна оперетты.

По возрасту далеко не молодая женщина, она молода. Это великая певица, но еще и мудрая женщина. Ирина Ивановна – интересный собеседник, доброжелательный и любезный. Она творила на сцене ГАБТ в эпоху его расцвета. Сама великая певица, Масленникова с искренним уважением рассказывала о Козловском, Михайлове, Лисициане... И. Масленникова не хочет славы, громких слов. Она не сетует, что на высоком уровне забыли о ее юбилее. Но ценители ее неповторимого таланта были, есть и будут. И как ни странно, они есть даже в Германии, где недавно выпущен компакт-диск великой русской певицы И. Масленниковой.

Пока мы разговаривали, неутомимый Б.А. Покровский, декламируя наизусть "Онегина", общался с артистами. Он работал с отдачей молодого режиссера, который ищет, "докапывается", находит и опять ищет. И уже в который раз! Иногда были несколько длинные паузы. В голове проносились какие-то мысли. И вдруг: "Сделаем так..." - и все снова. Я думаю, что с такой отдачей Борис Александрович работает всегда и везде. Иначе он не может. В этом его талант! Уже 11 июля Покровский должен быть в Италии на ответственном фестивале, а перед Тверью он вместе с театром был в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Голландии. Таков темп его жизни. Скоро придут на Тверскую землю традиционные Лемешевские праздники. И на сцене Тверской филармонии будет петь Мария Лемешева, наследница таланта Ирины Масленниковой и Сергея Лемешева, ученица Б.Покровского (М.Лемешева – солистка камерного театра уже долгие годы). Пожелаем этой артистической семье всех благ и поблагодарим за истинное служение искусству.

Вечерняя Тверь. - 1998. - №96.


[На станицу автора] [Все статьи]