СОЛНЦЕ, МУЗЫКА, МАЙ.

Филармонический сезон близится к концу. Но открытия далеки от исчерпания. Незадолго до Дня великой Победы состоялось очередное из них - выступление Государственного духового оркестра России.
Трудно сказать, когда в русской душе зародилась искренняя и непреходящая любовь к звучанию духового оркестра. Голоса духового оркестра тревожили души героев Чехова, были постоянной усладой жителей русских провинциальных городов. Кстати в пятидесятые годы Городской сад Твери представлял собой своеобразный пеший клуб, куда вечерами приходили просто для общения, любовались цветовыми ансамблями и слушали духовой оркестр. "Амурские волны", "На сопках Манчжурии", Штраус, Легар. А потом почему-то это стало уходить из повседневности, но теплыми летними вечерами нет-нет да и выплывет в памяти музыка духового...
Случайно я попала на филармонический концерт юношеского абонемента. Играл Государственный духовой оркестр России. На сцене разыгрывался увлекательный музыкальный спектакль. Парадная форма музыкантов времен Петра 1 (при нем в России появились первые духовые оркестры), переливающееся серебро инструментов, а главное - мастерская игра музыкантов (что греха таить, в провинции, к сожалению, мы редко слышим профессиональную игру духовых коллективов). Программа была специально составлена для детей: марши, танцы фантазии, народные песни. Слаженность звучания, мелодическая выразительность - характерные черты игры оркестра. И при этом большая доброжелательность, заинтересованность музыкантов. Ребята остались в восторге. А на следующий день оркестр выступал филармонии уже в полном составе: (40 человек) со сложной программой, включающей в себя как сочинения классической музыки, так и произведения специально написанные для духового оркестра. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Геннадий Галкин в Твери впервые. "Город способствует прекрасному музицированию. Волга, звонница, колорит " - так Геннадий Аркадьевич сказал после прогулки по нашей Твери. А перед началом конце рта дирижер высказал такую мысль: "Мы постараемся играть так чтобы на протяжении полутора часов музыка, льющаяся со сцены наполняла сердца слушателей радостью и томлением".
При упоминании имени Римского-Корсакова всплывают поэтические образы русской сказки волшебства лирики А оркестр исполнением "Шествия" из оперы-балета "Млада" представил нам другого Корсакова: утверждающего, бравурного. Слушая мазурку Чайковского из балета "Лебединое озеро", я невольно задавала себе вопрос: "Как это могут "неуклюжие" валторны, трубы звучать столь изящно?" Музыка увертюры Зуппе "Легкая кавалерия" невольно погрузила в атмосферу столь читаемых сейчас "дамских романов" - с рыцарством, романтикой. Кульминацией концерта стало неподражаемое исполнение миниатюр Иоганна Штрауса: полька "На охоте" и знаменитый Радецкий марш. Это был истинный Штраус, Штраус-жизнелюб, блестящий ироничный, единственный.
Свои виртуозные возможности смогли показать в сольных пьесах тромбонисты, трубачи, кларнетист и даже барабанщик, который в Лезгинке Хачатуряна показал незаурядное мастерство Во всем блеск. вкус, чувство меры.
С оркестром пел солист Тверской филармоний, лауреат 1 Международного конкурса оперных певцов им. Сергея Лемешева Ваган Маквицян. И здесь оркестр остался на высоте, выполняя сложную аккомпанирующую функцию.
Подарком к Дню Победы стал финал концерта - марш "Прощание славянки". Стояли и артисты, и слушатели. Пожелаем Государственному духовому оркестру успешных заграничных гастролей, которые начнутся в середине мая.

Новая газета. - 1994. - №87.


[На станицу автора] [Все статьи]