"Я МОГУ СПЕТЬ МЕЧТУ, ВОСПОМИНАНИЕ, НЕДОСКАЗАННОСТЬ..."

Вечером 17 сентября возле здания филармонии наблюдалось заметное оживление. Фестиваль "Музыкальная осень в Твери" открывался первым концертом нового сезона: выступала Елена Образцова. Как и в старые, добрые времена, на концерт смогли попасть не все желающие.

Открытие фестиваля было торжественным и в то же время радушным. Владимир Ефимович Боярский -заслуженный деятель искусств, художественный руководитель, директор филармонии - приветствует гостей. В зале оживление. На сцену поднимается губернатор Тверской области Владимир Игнатьевич Платов. Когда наш губернатор галантно склонился к руке оперной дивы, публика ахнула. А после его слов о том, что все слова меркнут перед такой звездой, зал взорвался аплодисментами.
... Первые звуки завораживающего голоса. Восторг публики. Ведь многие помнят тверские встречи с Образцовой в 60 - 70-е годы. Наверное, талантливые люди живут вне времени: Елена Образцова - все так же царица сцены. Невольно задаешь себе вопрос: в чем секрет такого блистательного долголетия? Такого долгого царствования на крупнейших сценах мира? На память приходят слова Стефана Цвейга: "Плодотворно только чрезмерное, умеренное - никогда!" Это жизненное кредо певицы, которое она подтвердила словами: "Пение для меня не работа. Без музыки, без театра я начинаю задыхаться!" Маститый пианист Александр Ерохин, став концертмейстером молодой Образцовой, говорил: "Елена - пленница музыки. Музыка в сущности мало места оставляет в ее жизни для чего-либо остального. Работоспособность певицы удивительна. Однажды мы возвращались из Калинина: ехали после концерта ночным поездом. И она всю ночь "разбирала" исполнительниц Марфы в "Хованщине".
Неповторимая Монтсеррат Кабалье сказала после одного из спектаклей: "Я восхищаюсь талантом Образцовой. И не только потому, что ее меццо-сопрано - самый великолепный голос, который я слышала в последнее время. Она поет от сердца и заставляет меня плакать". И это еще одна загадка таланта Образцовой, которую она сама же и разгадала: "Культ звука - не вся правда о пении. Нужно иметь, что сказать, и знать, как сказать. Ну, а если певцу есть что сказать, если у него есть своя тема, тогда он работает в поте лица своего. Он должен находить время на музеи, на книги, на дискуссии. И на одиночество, тишину. Он должен уходить в природу, напитываться ею. И вновь возвращаться в жизнь. И жить кровью сердца. И все это непостижимым образом проникает в голос, в музыку, отзывается в интерпретации". Образцова - певица высокого интеллекта. Вот ее размышления о личности в искусстве: "Певца многое может погубить. Самодовольство. Когда певец перестает расти как личность. Утрачивает способность восхищаться, учиться. Душа его стирается. И люди чувствуют, что душа артиста опустела".
За долгие годы триумфа Елена Образцова не позволила себе возвыситься над музыкой. И это почувствовали все присутствующие на концерте. Пел человек, способный понимать, сопереживать, жить со своими героями. Не было внешнего, неискреннего, "эффектного"! Не было "усталости" в голосе, который звучит все так же сильно, нежно, поэтично, самозабвенно. Исполнение Образцовой, как когда-то сказала композитор Зара Левина, "вызвало беспокойство, волнение, удивление, радость". Звучали хорошо знакомые слушателям романсы XIX века. Как сказала певица, "в романсе я могу спеть мечту, воспоминание, недосказанность". И в каждом был свой стиль, своя интонация, как бы импровизация. Ее "низы" - по-прежнему несравненны.
Дуэт Елены Образцовой и пианиста Важи Чачавы - известный дуэт. Елена Образцова считает его уникальным музыкантом, понимающим задачи концертмейстера и индивидуальность великой певицы.
В тот вечер филармонический зал был наполнен любовью к музыке, к большому таланту. Фестиваль начался ярко и незабываемо. А это - хороший знак.

Вечерняя Тверь. -1997. - №50.


[На станицу автора] [Все статьи]