"ИЩУ Я СЧАСТЬЯ В ЛЕПЕСТКАХ СИРЕНИ..."

XX век оставил мировой Культуре много музыкальных династий. В их числе династия вокалистов мирового значения, которая связана с Тверским краем. Это народный артист СССР, солист Большого театра неповторимый тенор Сергей Лемешев, уроженец деревни Князево, его супруга, народная аpтистка СССР, солистка Большого театра Ирина Масленникова (сопрано) и их дочь, заслуженная артиcтка России, солистка Московского академического Камерного театра Бориса Покровского Мария Лемешева (сопрано), которая с триумфом пела на сцене Тверской филармонии накануне закрытия фестиваля “Музыкальная осень в Твери”.

Мария Лемешева (фото 1) — уникальная певица. Она поет в традициях русской вокальной школы, мастерами которой были и остаются ее великие родители. Программа концерта Марии Лемешевой включала романсы русских композиторов. Умение петь романсыэто редкий талант, который Лемешева явно унаследовала от отца: исполнение романсов Сергеем Лемешевым (фото 2) всегда вызывало восторженную реакцию слушателей.

В первом отделении концерта певица исполняла русские романсы начала XIX века. Несмотря на кажущуюся простоту, их исполнение требует от артиста не только мастерства, но и художественной эрудиции, большой культуры. Прошло полтора века со времени их создания, а Мария Лемешева сумела создать гамму состояний юной души: бесхитростной, преданной любви (Александр Гурилев, “Отшутили, отлюбили...”), кокетства и лукавства (Булахов, “Я очень много понимаю”), трепетности и мечты (Полина Виардо, “Две розы”)всего того, что так пленяет нас в романсах той поры. Каждый романс в исполнении Лемешевой был маленьким звуковым полотном. Певица уделяет особое внимание каждой музыкальной фразе, каждому слову текста, меняет тембровую окраску голоса в зависимости от оттенков смысла. Голос Лемешевой как бы парил над залом, уходил ввысь, обволакивал, погружал в мечты невольно вспоминался голос Ирины Масленниковой в партии Снегурочки (фото З): то же очарование полета голоса, отсутствие приземленности. “Ищу я счастья в лепестках сирени...” слова из романса Аренского очень точно раскрывают атмосферу двухчасового концерта Лемешевой на осеннем фестивале.

Партию фортепиано в концерте исполнял заслуженный деятель искусств России, пианист, дирижер театра Покровского Владимир Агронский. Он обладает незаурядными способностями концертмейстера. Лемешева и Агронский составляют прекрасный дуэт и в жизни, и на сцене.

Сергей Лемешев часто пел романсы в сопровождении оркестра народных инструментов. На закрытии фестиваля играл Государственный академический оркестр народных инструментов телевидения и радио России под управлением народного артиста СССР, профессора Николая Некрасова. Дирижер поблагодарил тверских слушателей за любовь к народному искусству, посетовав на то, что в Москве подобного интереса к творчеству оркестра сейчас нет. А ведь скоро оркестр будет отмечать пятьдесят пять лет работы на радио и телевидении. И еще один юбилей пятьдесят лет дирижерской карьеры самого Некрасова. Оркестр находится в блестящей исполнительской форме. Даже известные слушателям сочинения он играет как в первый раз, импровизируя. Репертуар оркестра пополняется сочинениями, привезенными из гастрольных поездок по Испании, Франции, Румынии, многими сочинениями современных авторов России. Высокую оценку Некрасов дал солистам Тверской филармонии, выступавшим вместе с оркестром. Фестиваль открыл новый филармонический сезон. Пусть он будет таким же насыщенным, как и осенний фестиваль.

Вече Твери.- 2000. - 21 ноября.

Текст статьи также опубликован в интернет-издании Сергей Яковлевич Лемешев К 100-летию со дня рождения


[На станицу автора] [Все статьи]