НА БАХОВСКОМ АНШЛАГ

После открытия Международного фестиваля музыки И.-С. Баха началась череда инструментальных концертов.

Первым был концерт молодого, но известного во всем мире пианиста Константина Лившица. Он — пример современного музыканта, который усвоил традиции русской и западной школ фортепианной игры, так как обучался и в Москве, и в Лондоне. На тверском фестивале Лившиц за один вечер сыграл шесть концертов для клавира с оркестром И.-С. Баха. Это в нашем городе было впервые. Концерты И.-С. Баха дают исполнители большую свободу. Лившиц представил слушателям свою трактовку. С одной стороны для нее характерны логичность, энергия ритма, виртуозность. А с другой — в ней проявилась свободная импровизационность, текучесть мелодики. Хотелось бы выделить художественного руководителя и главного дирижера камерного оркестра “Гнесинские виртуозы” заслуженного артиста России Михаила Хохлова, который талантливо руководит столь молодыми музыкантами. Загадочное 13-е число в нумерации Баховского фестиваля нарушило планы пианиста Игоря Лазько.

Болезнь не позволила ему прилететь на концерт из Парижа. Тон его телеграммы говорит об искреннем сожалении пианиста. Вместо И. Лазько в концерте партнером французского виолончелиста Марка Дробинского стихийно стал заслуженный артист России профессор Московской государственной консерватории Владимир Сканави. Ученик Мстислава Ростроповича, Дробинский владеет всеми таинствами виолончельного мастерства. Среди них широкая звуковая палитра, безграничные технические возможности. В исполнении Дробинского хрестоматийные сюиты И.-С. Баха для виолончели соло звучали свежо, нетривиально. Концерт Марка Дробинского и Владимира Сканави оказался актуальным. В эти дни отмечается 90-летие великого пианиста Святослава Рихтера. В далеком 1950 году 1 марта, С. Рихтер и М. Ростропович впервые исполнили сонату Прокофьева для виолончели и фортепиано. И через 55 лет Дробинский вместе с большим мастером В. Сканави блестяще исполнил эту сонату на Баховском фестивале в Твери. А еще в концерте звучала соната для виолончели и фортепиано Д. Шостаковича. Было заметно, что к этому сочинению Дробинский испытывает особые чувства, что и подтвердилось после концерта в разговоре с артистом (как известно, в 2006 году будет отмечаться 100 лет со дня рождения Д.Д. Шостаковича), Дробинский вместе с молодыми коллегами-музыкантами ходил консультироваться к Шостаковичу по поводу исполнения его “Трио”: Дмитрий Дмитриевич был чрезвычайно скромным и самокритичным человеком. Дробинский замечательный и много знающий собеседник. Он живет недалеко от Парижа. Гастролирует по всему миру. И, несмотря на это, с большим желанием приезжает в Тверь на Баховский фестиваль.

Французскую музыку на двух роялях играли опять-таки впервые в Твери профессор, академик Николай Петров и его молодой коллега — лауреат престижных международных конкурсов Александр Гиндин. Французская фортепианная музыка XX века — это еще один очередной проект, который представил на Баховский фестиваль Н. Петров. Об этом ярком концерте говорить сложно. Надо было присутствовать на нем! Музыка К. Дебюсси и М. Равеля мало поддается описанию. Это музыка особого колорита, экзотической ритмики. Н. Петров и А. Гиндин возложили на себя сложную задачу — исполнять на двух роялях транскрипции симфонических партитур Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Не стоит, наверное, говорить о звуке, технике пианистов – они совершенны.

Слушателей поразили удивительно полное творческое единение музыкантов, слаженность их игры, идеальное взаимопонимание. Реакция зала была восторженной.

Каждый год 21 марта — главный день фестиваля. Это день рождения И.-С. Баха. Гарри Гродберг на всех фестивалях отмечает эту дату органным приношением великому Иоганну Себастьяну. Так было и сейчас. Г. Гродберг вдохновенно исполнил цикл хоралов, которые наверняка были любимы Бахом. Второй концерт Гродберга также собрал целый зал. Желающих познакомиться с мастерством выдающегося органиста не убывает. И маэстро щедро дарит свой талант слушателям. Гродберг, умудренный жизненным опытом музыкант, уверен, что творчество И.-С. Баха необходимо сохранить для следующих поколений, так как оно является образцом и высвечивает высоту классической музыки. Это понимают и тверичи.

На концертах фестиваля — аншлаг!

Мария ШИШКОВА

Вече Твери. – 2005 г. - №39. - 25-31 марта


[На станицу автора] [Все статьи]