РУССКИЙ МУЗЫКАНТ ИЗ ПАРИЖА

XII Баховский фестиваль в Твери закончился, но мы ещё долго будем вспоминать его яркие страницы. Одну из них нам откроет сегодня музыковед Мария Павловна Шишкова. Речь пойдет о большом друге Твери, ценителе творчества юных тверских музыкантов, профессоре Европейской консерватории в Париже Игоре Лазько.

Русская фортепианная школа - одна из самых выдающихся в мире. Игорь Лазько - ее яркий представитель на современном этапе развития. Он истинно русский музыкант, хотя и живет сейчас в Париже. Произведения Баха в репертуаре Лазько занимают ведущее место с юношеских лет, с его победы на конкурсе в Лейпциге. Это достаточно редкое явление: в мире мало пианистов-“бахистов”. Чтобы им быть, надо обладать определенным набором качеств. Прежде всего надо понимать исполнительство как духовное служение. Это позволяет музыканту обрести свободу от стереотипов. Лазько в своей игре на удивление свободен. Слушатель никогда не знает заранее, как он сыграет то или иное произведение. Даже в достаточно популярных сочинениях он всегда художнически непредсказуем. В этом в очередной раз мы убедились на Баховском фестивале, слушая исполнение Игорем Лазько итальянского концерта и храматической фантазии и фуги. Лазько не стремится играть Баха так, как это делали при жизни немецкого мастера. Художники - дети своей эпохи, но на вершинах творчества они возвышаются над временем. Поэтому главное для музыканта - не питаться воспроизвести уже оставленное человечеством, а приближаться к пределам совершенства, которое достигается только за счет убедительности образов.

Свобода Лазько позволяет ему избегать крайностей. Он не бывает манерным, вычурным, даже исполняя танцы баховских фортепианных сюит. Он не пытается переносить стилистику позднейших эпох на исполнение Баха, поэтому его интерпретации неромантичны. Интерпретаторство для музыканта - не самоцель, у него нет заведомо выдуманных темпов, нелогичных акцентов, назойливой динамичной пестроты. Все подчинено тому ощущению музыки Баха, которое присуще Лазько и которое ни с чьим не спутаешь.

Игорь Алексеевич - виртуоз до такой степени, что на совершенство его техники слушатель не обращает внимания, веря тому, что он творит за роялем. Своим интерпретациям он придает удивительную зримость. Когда на фестивале прозвучало “Каприччио на отъезд возлюбленного брата”, можно было чуть ли не воочию воспринимать все несложные - житейские перипетии, которые Бах отразил в своем программном шедевре, написанном в юношеские годы.

Бах под руками Лазько - умный композитор. Слушатель не упустит ни одной голосовой линии, ни одной значимой интонации благодаря мастерству пианиста, умеющего выстраивать целостные звуковые конструкции большого объема и в то же время не забывать о том, что осмысленной должна быть каждая взятая нота.

Тверской курьер. - 2004. -  3-9 апреля. -  №13

Мария ШИШКОВА


[На станицу автора] [Все статьи]