Необыкновенный концерт Николая Петрова

У каждого музыканта своя человеческая судьба. Это проявляется во многом. Даже в том, когда музыка начинает захватывать человека уже с детских лет.

У Николая Петрова - удивительная судьба. Внук великого баса Василия Петрова, мощный голос которого сотрясал стены ГАБТ в партиях Досифея (опера М.Мусоргского "Хованщина"), Ивана Сусанина (опера М. Глинки "Иван Сусанин"), царя Бориса (опера М. Мусоргского "Борис Годунов") ... Василий Родионович Петров поражал неуемной жизненной энергией, которая помогала ему быть ведущим солистом Большого театра, участвовать в организации Театра Станиславского, преподавать, давать концерты, как это было принято, в городе и на селе. И внуку - Николаю Петрову передалась та же энергия, любовь к жизни, к своей профессии. Николай Арнольдович не скрывает этого. Корреспондентам с ним очень легко. Пианист не утаивает маленьких "секретов" своей жизни. Так, он не скрывает, что мало часов проводит за инструментом. Этому научил Николая Петрова его великий педагог Яков Зак. И до сих пор пианист считает, что 2-3 часа осознанной работы за фортепиано - вполне достаточно! (Конечно же, природа наделила его феноменальным техническим аппаратом и не менее феноменальным интеллектом!) Как рассказывает Николай Петров, в жизни его интересует многое. Его гордость - (может быть даже большая, чем блистательные победы на международных конкурсах им. Вана Клиберна в Форт-Уэрте(США, 1962 год) и им. бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе (1964 год) - построенный своими руками, по своему архитектурному проекту дачный дом - приют "отдохновения" художника! (Согласитесь, пианист-строитель - дело рискованное: руки, пальцы, профессия...)

Как любовно рассказывает пианист - все в этом доме, от большого до малого (мебель, аксессуары), сделано своими руками. А сколько здесь художественной фантазии, выдумки, простоты и вкуса! Несколько лет назад, когда начался "повальный" отъезд музыкантов из страны, Николай Петров не то в шутку, не то всерьез ответил, что навсегда не уедет - никогда, не покинет свое "детище"!

Успех Петрова-пианиста не ослабевает во всем мире. Его концерты за рубежом проходят всегда при переполненных залах. И причин тому много. Недаром Петров признался в интервью: "Я давно усвоил, что не имею права на техническую помарку, неточность, сбой - таков уж мой удел. Вернее сказать, такова моя манера, мой стиль. Если после концерта у меня нет ощущения, что качество игры было достаточно высоким - это равнозначно для меня сценическому фиаско. Никакие разглагольствования насчет вдохновения, эстрадной увлеченности, когда, мол, "всякое бывает", меня тут не успокоят."

Не правда ли, характерное признание большого мастера, а ведь недавно Николаю Петрову исполнилось пятьдесят лет! Концепции музыканта всегда глубоки и содержательны. Все шире его репертуарный диапазон. Темперамент Петрова за роялем хорошо известен поклонникам пианиста.

И вот - Николай Петров в Твери, в необычном качестве. Да, это был необыкновенный концерт: Николай Петров (фортепиано), Людмила Голуб (орган) в программе "Вечер французского дуэта". Требовательный к себе и другим, Петров не случайно основал такое творческое содружество. Людмила Голуб неоднократно приезжала в Тверь с концертами: энергия, темперамент, высокая профессиональная школа, обоснованный органный стиль - все эти черты музыканту не могли не привлечь пианиста Петрова, всегда стремящегося к новизне. Репетировал Н. Петров самозабвенно и скрупулезно, а ведь с этой программой музыканты выступали в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде... Притронувшись к клавишам бесценного филармонического "Стенвея", Петров одним точным жестом определил класс инструмента. Действительно, этот рояль - гордость музыкального мира Твери.

А потом, при переполненном зале, начался концерт. Было много музыкантов и много слушателей, желающих понять “музыкальную загадку” века. Писать об этом концерте сложно. Было все так совершенно, что слова бессильны передать колорит вечера. Исполнялась музыка композиторов Франции XIX-XX века, во многом - малознакомая. Сложно сочетать звучание фортепиано и органа - все должно отвечать образной драматургии. Как большой мастер Людмила Голуб профессионально справилась со сложной задачей. Игру Николая Петрова хотелось бы назвать "волшебной". Он не играл на рояле, а беседовал с ним, то громогласно перекрывая орган, то звукописуя изящно и нежно. Такие концерты не способны покинуть память - не только музыканта, но и любителя музыки.

Мария ШИШКОВА

Новая газета. - 1994. - 8 декабря.


[На станицу автора] [Все статьи]