Новый приезд "звезды"

Несколько дней отделяют нас от концерта в Твери лауреата VIII конкурса им. П.И. Чайковского, виолончелиста, Преподавателя Московской Консерватории Кирилла Родина.

Щедро одаренный природой, Кирилл Родин получил профессиональное обpaзование в Московской консерватории в классе профессора Наталии Шаховской. Лауреатство на Конкурсе им. Чайковского принесло заслуженное признание, открыло возможность концертной деятельности во многих странах мира. Исполнитель считает. что, в наше тревожное время музыка "дарит людям моральное равновесие, приносит нравственное очищение".

Культура звука вместе с высоким профессионализмом делают исполнение Кирилла Родина незабываемым. Так случилось и на майских концертах, программа которых была составлена необычно. Как сказал сам исполнитель, этой программой он хотел удовлетворить самые разные слушательские вкусы: "Ценю требовательную тверскую аудиторию". "Избранные шедевры виолончельной музыки" - так называлась программа Кирилла Родина. (Кстати, совсем недавно музыкант исполнял ее в Италии.) В чем интерес программы для слушателя и сложность для исполнителя? В концерте прозвучали сочинения старинных западных мастеров, музыка французских импрессионистов, русских и советских композиторов. Разные стили, жанры. А с этим может справиться только настоящий музыкант, каким и показал себя в очередной раз Кирилл Родин, давно снискавший любовь у нашего слушателя.

Исполнение миниатюр требует от артиста музыкантского вкуса, отображения стилевых особенностей музыки композитора в коротком по протяженности сочинении. Знаменитая ария И.С, Баха заставила вспомнить общеизвестное сравнение звучания виолончели (конечно же, под пальцами таланта) с человеческим голосом. Как можно было назвать это исполнение? Монолог, речитатив певца?

Музыкальный текст знаменитого Ноктюрна П. И. Чайковского изложен как дуэт голосов. Проникновенный диалог помогла создать Кириллу Родину концертмейстер, пианистка Нина Хлудова. А "Испанская серенада" Глазунова и Интермеццо Гранадоса наполнили зал ароматом пьянящих ритмов Востока.

Известно, что виолончельная музыка сложна для восприятия. Но, доверяя эрудированному тверскому слушателю, Кирилл Родин исполнил сонату Дебюсси. Импрессионистская звукопись, идеальная динамика (пианиссимо редкое по красоте), "звуковая роскошь", уводящая в призрачный, манящий мир образов...

Кульминацией концерта стало исполнение сонаты Дмитрия Шостаковича, которая вместила в себя образные и стилистические особенности музыки великого мастера. В трактовке сонаты ощущалось мастерство и зрелость, а ведь Кирилл Родин -музыкант молодой, его ожидает долгая жизнь на эстраде.

После концерта Кирилл Родин рассказал о своей педагогической деятельности в Московской консерватории, к которой он относится с большой ответственностью. На днях отправил на престижный конкурс "Пражская весна" одного из своих студентов. Об артистических планах умолчал (как он шутливо заметил, "из-за суеверия", и постучал по крышке рояля). Но в Тверь с концертами с удовольствием будет приезжать.

Итак, еще один запомнившийся концерт, принесший радость и хорошее настроение. "Браво!" теперь привычно для нашего филармонического зала.

Мария ШИШКОВА

Новая газета. - 1994. - 7 мая.


[На станицу автора] [Все статьи]