Михаил Бойк
КОМИЗМ ЖИЗНИ

Веселые рассказы для детей
и их окружения

Бойк М. Комизм жизни. - Тверь, Лилия Принт, 2002. - 32с.

Художник С.Даниленко

 


Михаил Бойк
ВСТАВАЙТЕ, ГРАФ...

Этими словами, которые известны всем школьникам мира, слуга будил своего господина - графа К.А.Сен-Симона, французского мыслителя. Каждое утро, в строго установленное время, слуга подходил к кровати Сен-Симона и произносил:

- Вставайте, граф, Вас ждут великие дела.

И Сен-Симон, услышав эти слова, не только вставал, но и, несмотря на графское достоинство, сам натягивал на свои ноги чулки.

Пример, достойный подражания!

Впрочем, Сен-Симон был мыслителем, поэтому понимал, что в нашей жизни хорошо и что плохо, что можно делать и чего нельзя. А вот мальчишки-сони этого не понимают; на них ничто не действует: говорите им что хотите, переворачивайте с бока на бок, мните, трясите, но ничем этим вы их не поднимете. Если бы мальчишки-сони не были живыми существами, то есть если бы им не нужно было время от времени вставать, чтобы поесть, они лежали бы, не двигаясь, как камни, - неделями, месяцами, годами.

Таким был и Ваня. Чего только его мама ни делала, к чему ни прибегала, как ни ухищрялась, ничто не помогало, поэтому Ваня-соня каждый день опаздывал в школу. Ох и любят сони поспать, ох и любят... А чего они не любят? Есть и такое, и именно этому посвящен мой рассказ.

Людмила Петровна, Ванина мама, уж и не знала, к чему ей прибегнуть еще, как вдруг пришло спасение: в продажу поступила сенсационная новинка - уникальный электронный будильник. Об этом будильнике я уже говорил - в юмореске “Новинка”. Чем дело закончилось там, вы узнаете, прочтя юмореску, а здесь сложилась совершенно другая ситуация - намного смешнее предыдущей.

Услышав по телевидению сообщение о том, что в продажу поступил уникальный будильник, Людмила Петровна побежала в магазин и попросила дать ей инструкцию по его использованию. И необыкновенный будильник действительно оказался сенсационной новинкой.

Он имел четыре режима работы: при включении первого режима в установленное время начинала выть сирена, при включении второго раздавался артиллерийский залп, при включении третьего на голову спящего выливалось ведро холодной воды. Если и это не помогало, будильник автоматически включался в четвертый режим - звонил в школу и сообщал, что ребенок заболел.

Людмила Петровна обрадовалась, купила будильник, принесла домой и включила его на все четыре режима, чтобы поднять Ваню хоть чем-то. И будильник не осрамился.

Сама Людмила Петровна вскочила первой, когда завыла сирена. Подбежала она к сыну, чтобы сказать ему:

“Доброе утро!”, но Ваня продолжал дрыхнуть. Затем раздался артиллерийский залп - такой мощный, что он разбудил все окрестное население. Тысячи людей сбежались к их окнам и, крича на все лады, требовали: “Прекратите это безобразие!” Однако Ваню снова не разбудили ни артиллерийский залп, ни крики многих тысяч людей. Тогда возмущенные соседи вынесли соню из дома вместе с периной и одеялом и здесь, на холодном воздухе, вытряхнули его на холодную землю.

- Бррррр... Уух-ай-оох! - стучал зубами Ваня, оказавшись без теплого одеяла на холодной земле.

Вот этого не любят сони, вот этого - быть без перины и без одеяла да еще на холоде. Дрожа всем телом, вскочил Ваня на ноги и, чтобы согреться, побежал в дом, оделся, а потом сделал пробежку от дома до школы и первый раз в жизни не пришел, а прибежал в школу. Так-то... Ха-ха-ха!

Все это произвело на Ваню столь сильное впечатление, что после занятий, вернувшись из школы домой, он первым делом выключил в будильнике последние три режима: преподаватели уже знали, чем Ваня постоянно был “болен”; оставлять ведро с водой тоже было опасно: а вдруг эта вода выльется не на его голову, а на папину; и артиллерийские залпы были уже ни к чему: во второй раз возмущенные соседи вытряхнут его не на холодную землю, а в холодную воду. Ваня оставил включенным единственный режим - первый.

Теперь, завыв, сирена будила только Людмилу Петровну, так как на Ваню и папу не оказывали нужного воздействия даже артиллерийские залпы. Мама подходила к сыну, стаскивала с него одеяло, и Ваня выходил из сонного оцепенения постепенно, поскольку под ним оставалась еще теплая перина, а это не то же, что вываливаться из одеяла на холодную землю или, хуже того, плюхаться тепленьким в холодную воду.

Словом, теперь и Ваня был доволен, и мама была рада: наконец сын перестал опаздывать в школу.


Михаил Бойк
ПОПУГАИ И МЫСЛЯЩИЕ РОБОТЫ

Что такое робот? Это металлический человек, набитый электроникой. И металл, и электрические провода, и электронные приборы - неживая, неодушевленная материя, но посмотрите, какой он умный: робот может выполнять любые работы и по хозяйству, и на производстве, и в сфере науки. А некоторые роботы могут играть даже в шахматы, притом с успехом: например, один из мыслящих роботов обыграл недавно чемпиона мира по шахматам Г.Каспарова, и побежденный чемпион до сих пор не может поверить в это.

И уж конечно, мыслящий робот не чета попугаю. Хотя попугай и живое существо и может говорить по-человечески, однако он только повторяет то, что слышит. Мальчишки и рады стараться - учат его скверным словам, и попугай повторяет их, потому что не понимает, что он делает. Да и взрослые тоже хороши. Одна одинокая старушка купила попугая у портового рабочего, чтобы слышать в доме человеческую речь. Принесла она говорящую птицу к себе, погладила ее по голубому хохолку и попросила: “Ну, дорогой, скажи что-нибудь”. И попугай сказал такое, что бедная старушка упала в обморок, а когда пришла в себя, то тут же продала его.

Последняя история повторилась, только, правда, в ином виде.

Николай Петрович, Сенин папа, прославился многими ценными изобретениями в области электроники. Будучи очень занятым человеком, он редко виделся с сыном; Сенина мама виделась с ним еще реже, потому что была геологом. И Николай Петрович сделал для сына мыслящего робота, чтобы Сеня разговаривал с ним в отсутствие родителей. Что такое мыслящий робот, Сеня не знал, зато хорошо знал, что такое попугай, поэтому он и робота решил превратить в попугая.

Назвав металлического человека Миней - самым забавным именем, пришедшим ему в голову, Сеня подошел к роботу и весело произнес:
- Ну-ка, чудо-юдо, скажи: “Миня - дурак”.
И чудо-юдо ответило:
- Сам дурак.
- Что-что ты сказал?!! - возмутился Сеня. - Да как ты смел!

Он был так возмущен, что весь вскипел, размахнулся и с силой ударил кулаком по металлическому корпусу робота. Если бы не крайнее возмущение, Сеня никогда бы не сделал этого, потому что бить рукой по металлу - последняя глупость: робот отделался глухим звоном, зато Сенин кулак распух от боли до размеров боксерской перчатки. Тряся им перед собой, Сеня бегал вокруг робота и кричал на все голоса. Когда боль спала, он зло посмотрел на металлического человека, но не сказал ему ни слова, потому что мыслящие роботы, оказывается, за ответами в карманы не лазят и в обиду себя не дают. Видя такое дело, Сеня убежал в свою комнату и закрылся на ключ. В тот день папа пришел домой раньше обычного и увидел следующую картину. Робот стоит перед дверью в Сенину комнату и говорит через дверь вкрадчивым голосом: “Сеня, перестань капризничать и выходи ко мне, а то папа обидится на нас обоих”. Из комнаты донесся Сенин голос: “Не выйду! Не хочу ни слышать тебя, ни видеть. Убирайся!” Папа подошел к двери и произнес:
- Сеня, это я. Выйди.
Сеня вышел из комнаты злее прежнего.

- Из-за чего вы поссорились? - спросил папа.
- Твой мыслящий робот хуже безмозглого Фомки, - ответил сын.
- Почему?

- Он не слушается, оскорбляет меня, дерзит и вообще ведет себя вызывающе. Не хочу такого, не хочу!
Папа обратился к роботу:

- Что случилось?
- Сеня решил превратить меня в попугая, да забыл, что я - мыслящий робот. И это ему очень не понравилось.
- Ну и история, - вздохнул Николай Петрович и сделал для сына другого робота - послушного.


Михаил Бойк
КАК ПОЛУЧАТЬ ОДНИ ПЯТЕРКИ

Итак, Николай Петрович сделал для Сени другого, послушного робота. Это хорошо или плохо? Как сказать...

Сеня, например, нашел, что это хорошо. Он назвал нового робота Родей и для начала обязал его выполнять свои домашние задания. Не подумайте, что Сеня любил бить баклуши. Нет, он был прилежным учеником, однако очень увлекался спортом, а это трудно совместимые понятия: если ты уделяешь основное внимание учебе, то спортом тебе придется заниматься урывками и наоборот. Тут-то Сене и пригодился робот: металлический человек выполнял домашние задания, а Сеня в свободное от школьных занятий время гонял футбольный мяч, катался на лыжах или плавал в бассейне. Благодать!

Это Сене так понравилось, что он решил использовать робота и для подготовки уроков на каждый день. Решил и задумался: а возможно ли такое? Он сидит за школьной партой, а робот в это время находится дома. Как связываться с ним, как обращаться к нему за помощью? Не найдя ответа на этот вопрос, Сеня подошел к роботу и говорит:

- Слушай, Родя, ты так хорошо выполняешь домашние задания - на одни пятерки. А не мог бы ты готовить за меня еще и уроки на каждый день, причем по всем предметам?

- Ну, это пустяки, - ответил Родя.

- Правда?! - обрадовался Сеня. - А как я буду отвечать на вопросы учителей, если я не стану готовиться к урокам как следует?

- И это пустяки, - ответил удивительный Родя. - Мы сделаем так, как делается в театрах всего мира.

- А что там делается?

- В театре перед сценой в специальной будке сидит суфлер и подсказывает актерам, что они должны говорить по ходу пьесы... Для этого я сделаю специальную приставку с памятью. В эту память мы с тобой будем вводить все, что тебе нужно будет знать на каждый день. Если какому-то учителю вздумается вдруг спросить тебя по какому бы то ни было предмету, я передам ответ по радио, и в твоем дневнике появится очередная пятерка.

- Родя, ты гений! - воскликнул Сеня, пританцовывая. Целый месяц в дневник Сени сыпались пятерки, целый месяц! Пятерки сыпались бы и дальше, если бы не заболел Николай Петрович. Три дня он сидел дома и за это время изучил дневник сына от корочки до корочки. А это была сказочная картина: на каждой странице дневника красовались одни пятерки, да еще жирные, как дождевые черви - это говорило о том, что все учителя были очень довольны обстоятельными ответами Сени... Однако в реальной жизни так не бывает: в реальной жизни даже самые способные ученики наряду с пятерками часто получают и четверки. Николай Петрович заподозрил недоброе, подошел к роботу и спрашивает у него:

- Родя, это твоя работа?

- Конечно, - спокойно ответил металлический человек. - Вы же сделали меня послушным роботом. Вот я никому ни в чем и не перечу.

- Н-да... Но ведь Сеня закончит школу балбес-балбесом.

- Совершенно верно.

- Н-да...

Николай Петрович тяжело вздохнул и, пока сидел дома на больничном листе, переделал робота; теперь металлический человек мог только разговаривать и помогать по хозяйству.

Через два дня Сеня принес из школы целую кучу домашних и прочих заданий. Подбежал он к роботу и говорит:

- Родя, включай память. Нам нужно ввести в нее “Древнегреческие гимнасии”, стихотворение Некрасова “Мороз Красный нос”, сложение и вычитание сложных чисел и тэдэ и тэпэ.

- Не могу, - ответил робот.

- Это почему же? - удивился Сеня.

- Твой папа раскрыл нашу тайну и переделал меня: теперь я могу только разговаривать и помогать по хозяйству.

- А как же... А кто же теперь... Э-эх, - произнес Сеня, поняв, что кончились его золотые деньки.

И опять он стал готовить уроки сам. Учеба была ему не в тягость, но слишком много она отнимает времени. А как было хорошо до этого: гоняй себе мяч, плавай в бассейне, совершай прогулки на лыжах и... получай пятерки по любому предмету, не готовясь к занятиям - все это делал робот.


Михаил Бойк
ШОКОЛАДНАЯ РОПСОДИЯ

Человеческая жизнь - своеобразный слоеный пирог: как пирог восхищает нас не только красотой, но и приятными вкусовыми качествами, так и нашу жизнь составляет не только то важное и ценное, к чему должен стремиться каждый человек, но и радости самой жизни. И об этом никогда не надо забывать.

Однако мы немного отвлеклись... Итак, шоколад - самая приятная сладость из всех сладостей на свете. Грызя его, мы даже не задумываемся над тем, когда и откуда завезли шоколад к нам, а это, дорогие ребята, целая история.

Европейцы узнали о шоколаде в средние века, в эпоху, когда была отрыта Америка. В 1520 году король ацтеков Монтесума угостил кастильца Берналя Диаса напитком под названием “чоколатль”, что в переводе означало “горькая вода”. Его готовили по особому рецепту: брали порошок какао, уваренный сладкий сок агавы, ваниль и нежные зерна кукурузы в стадии молочной спелости. Все это взбалтывалось и охлаждалось. Этот напиток ценился Монтесумой выше золота: после того, как король выпивал “чоколатль”, золотая чашка, в которой он подавался, выбрасывалась в водоем, располагавшийся перед дворцом; следующая порция напитка подавалась в новой чашке. Ежедневно король выпивал до 50 чашек жидкого шоколада; выброшенными золотыми чашками было устлано почти все дно вышеупомянутого водоема.

Европейцы упростили рецепт ацтеков, и современный шоколад представляет собой застывшую массу какао с сахаром. Именно из этой массы и делают шоколадные плитки, конфеты и торты. Причем шоколадные торты в последнее время принимают все более и более невероятные формы и размеры. Например, для суперзвезды мирового футбола Диего Марадоны, когда он праздновал свою свадьбу, был устроен гигантский водопад, подвешена люстра с 12000 лампочек и изготовлен шоколадно-бисквитно-слоеный торт высотой 2,4 м и весом в 154 кг; чтобы взобраться на его вершину и отрезать кусочек торта, нужно было подставлять к нему специальную лестницу.

В дорогих кондитерских магазинах, особенно столичных, продаются шоколадные торты в виде всевозможных композиций: лесных пейзажей, забавных сцен, мифических рогов изобилия с их дарами и т.д. Лично я, когда учился в Москве, покупал такие торты в Кондитерском магазине №1, расположенном на Тверской улице, напротив Елисеевского магазина; там же изготавливались шоколадные торты по заказам покупателей на все случаи жизни.

Такой же торт мама пообещала принести и на Васин день рождения. “Там будут, сынок, - сказала она, - и наш дом, и бабушка с дедушкой, и я с папой, и ты с друзьями; и все фигурки будут сделаны из шоколада”. И этот торт действительно появился на праздничном столе - не торт, а удивительное произведение искусства.

Вася и его друзья были в неописуемом восторге! Но когда настало время есть торт, произошло смешное замешательство.

Дети смотрели на шоколадные фигурки и думали: бабушек есть нельзя. Их едят только волки и то в сказках, как, например, в “Красной шапочке”; однако волк и там поплатился за свою дерзость. По этой же причине нельзя есть дедушек, мам и пап, хотя они и шоколадные, - у кого из детей, любящих родных и уважающих старших, поднимется рука, чтобы сделать это, и откроется рот, чтобы проглотить их, как удав кроликов. А что же можно есть?!

- Я съем бабушкину корзинку, в которую она собирает грибы, - сказал наконец Вася, но вместе с корзинкой отломилась и бабушкина левая рука.

- А я съем бабушкину палку, на которую она опирается, - сказала Ася, только вместе с палкой отлетела и бабушкина правая рука.

- Я, пожалуй, съем бабушкину шляпку, сказал Кирилл, однако вместе со шляпкой в его пальцах осталась и бабушкина голова.

В конце концов шоколадная фигурка бабушки превратилась в бесформенную чурку. Такая же участь постигла и шоколадного дедушку, и шоколадных родителей именинника. Но торт состоял еще из шоколадного домика и шоколадных деревьев. Их дети съели быстро и весело; съели они и самих себя, то есть свои фигурки. На поверхности торта остались лишь четыре бесформенные чурки; глядя на них, никто уже не мог сказать точно, которая из чурок - бабушка, а которая - мама. Именинник и его друзья немного подумали, а потом... съели и их со спокойной совестью.

Ну и смеялись дети в этот день, радуясь происшедшему: никто из них не съел ни бабушку, ни дедушку, ни Васиных родителей: бесформенные же чурки есть можно. Ха-ха-ха-ха! Вот так торжество - веселое, приятное да еще необычное!


Михаил Бойк
ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Как мы стали такими, какими являемся в настоящее время? О, это не только необычная, но и очень смешная история.

Сперва, чтобы показать свою мощь, природа создала всевозможных гигантов-динозавров; особенно потешными получились диплодоки и апатозавры: у них были огромные туловища (величиной с корпус современного судна) и маленькие головы - не больше спичечной головки, причем эти оригинальные головы были посажены на длинные шеи. Если в столь крохотной голове и зарождалась какая-то мысль, то она из-за очень длинной шеи доходила до сердца нескоро. К чему это привело, знают все: динозавры стали пожирать друг друга и так увлеклись, что уничтожили сами себя.

Видя такое дело, природа отказалась от гигантов и создала микроорганизмы-бактерии, в основном одноклеточные. Поскольку в одной клетке голове вообще места нет, то безголовые бактерии повели себя еще хуже - стали превращать в гниль и труху все подряд: сьестные припасы, древесину, кожу, сено, солому и прочее. Природа испугалась за жизнь на земле, так как поняла наконец, что любые крайности вредны, и только теперь создала нормальные существа, где все было в нужных пропорциях - и туловища, и головы, и количество мозгов в них. Но для этого природе потребовались многие десятки миллионов лет.

Человек же до отрочества должен проходить этот путь за 12-15 лет, и падают они как раз на детство.

Так вот, Толя, когда появился на свет, начал свой жизненный путь с того, с чего начинал его первобытный человек, - стал крушить палками, прутьями и камнями все, что было создано до него, и здорово, признаться, преуспел в этом. Потом, когда на земле делать ему было уже нечего, Толя обратил внимание на птиц. Поскольку к этому времени он подрос, то создал более совершенное боевое оружие - пращу-рогатку - и стал орудовать ею с ловкостью опытного бойца.

Когда упала с неба последняя галка, протянул ноги последний воробей и перестала каркать последняя ворона, Толя принялся за рыб. От примитивных крючков он отказался сразу же и стал использовать более современное и эффективное средство - взрывчатку. А это настолько эффективное средство, что вся рыба, которая плавала раньше в местных прудах, озерах и реках вверх спинами, теперь, перевернувшись, стала плавать вверх животами, причем не поодиночке и вразброд, а толстыми слоями - черпай сачком и хоть жарь, хоть вари из нее уху.

Опустошения, произведенные Толей, были такими страшными, что теперь, как в вышеописанном случае с природой, за жизнь окружающего мира испугались не только Толины родители, но и все окрестное население, и начали взрослые наставлять несмышленыша на путь истинный, не жалея ни сил, ни времени.

Ангелочки из мальчишек не получаются. Я прожил на свете много лет, очень люблю юмор, но даже с помощью юмора не могу описать этот процесс, поскольку не представляю, как можно сделать ангелочка из столь неподходящего материала, как мальчишки. Видимо, ангелочков с крылышками жизнь создает из какого-то особого, небесного материала.

Земным мальчишкам крылышки не нужны, и нимб вокруг головы им тоже ни к чему, а вот сами их головы нужно постоянно очищать от грязи, забрасываемой туда улицей, промывать светом и наполнять тем, что мы называем “добрым, славным, вечным”.

Такому же очищению, омовению и перевоспитанию подвергся и наш Толя, в результате чего сам понял, чем отличается высшая материя от низшей, то есть человек от динозавров, бактерий и прочих примитивных существ и простейших организмов. А это перевоплощение заслуживает внимания.

Теперь, увидев покосившийся забор или столб, Толя не “приканчивал” его, как прежде, а, наоборот, поправлял; заметив воробьев, не делал из них “ожерелья”, а кормил, как голубей, и т.д.

При новом взгляде на мир у Толи выработалась и новая терминология. Мальчишек, только начинавших тот путь, который он уже прошел, Толя называл теперь “варварами, вандалами, гуннами, печенегами и монголо-татарами”, ибо знал уже из истории, на что способны эти лихие молодцы, если дать им волю; ласковых, вежливых и услужливых детей он считал “воспитанными”, потому что воспитанный человек, будь у него даже сорок ног, как у сороконожки, не войдет в дом до тех пор, пока не очистит все свои ноги от грязи; взрослых, сеющих “доброе, славное, вечное”, он величал с гордостью “людьми без упрека”, так как они не изменят своим принципам даже тогда, когда будут пить одну воду и питаться одними сухими кузнечиками, как пустынники; и душу свою они не продадут ни черту, ни дьяволу, ни лукавому.

Таков наш веселый путь от примитивизма к совершенству.

 

На странице использованы иллюстрации художника Сергея Даниленко


| На заглавную страницу |

Сайт размещен на сервере Тверской областной библиотеки им.А.М.Горького в рамках проекта "Электронная библиотека "Тверские авторы"

Опубликовано: 18.07.2002
Дизайн, верстка И.В.Фронкина
Сканирование, набор: Е.А.Печуренко