Журнал “Русская провинция” К 10-летию со времени основания
Литературно-художественный и историко-краеведческий журнал “Русская провинция” был создан группой провинциальных писателей Твери, Новгорода и Пскова в 1991 году как журнал современной русской культуры. Первый его номер вышел в декабре 1991 года тиражом 10 тысяч экземпляров, в редколлегию журнала вошли известные писатели, художники, искусствоведы, историки – Д.М.Балашов (Новгород), А.А.Бологов и В.Я.Курбатов (Псков), Н.Н.Гринев и Б.С.Романов (Новгород), Ю.А.Козлов (Тверская область) и др. Авторы журнала и профессиональные писатели, художники, ученые, журналисты, и люди, не связанные профессионально с литературным творчестом. Среди первых – В.Белов, Д.Балашов, А.Бологов, Ю.Красавин, В.Курбатов, Г.Горышин, среди вторых – поэт-крестьянин А.Мальцев, фермер-пчеловод Г.Глазов, учитель начальной школы З.Антимонова, студентка ТвГУ Ю.Гнатышак, безработный И.Корнеев, журналист В.Вишняков, режиссер А.Широков и многие другие. Нужно отметить, что публикации именно “непрофессиональных” литераторов были встречены читателями и многочисленными рецензетами с наибольшим энтузиазмом и надеждой. О них писали такие разные издания, как “Литературная газета” и журнал “Москва”, “Книжное обозрение” и “Литературная Россия”, “Независимая газета” и журнал “Юность”. Пафос всех этих рецензий и статей, в том, что в России появился самобытный, оригинальный литературно-художественный журнал со своими темами, авторами, своей эстетикой. Обозреватель “Литературной газеты” назвал журнал “одним из лучших провинциальных литературных журналов” современной России, рецензент “Независимой газеты” выразил надежду, что авторы нашего журнала “могут изменить литературную ситуацию России. За десять лет “Русская провинция” была удостоена премии Союза писателей России за развитие издательского дела в России, премии им. М.Е.Салтыкова-Щедрина за успехи в журнальном деле, премии Народно-патриотического союза “Россия вечная”. Многих авторов журнала по журнальным публикациям принимали в Союз писателей, они становились обладателями престижных литературных премий.Журнал “Русская провинция” открыл десятки новых самобытных талантливых литераторов, художников, поэтов и публицистов, философов и историков. После публикации в журнале статьи скромного сельского пчеловода Геннадия Глазова из Псковской области “Пчеловодство как ремесло”, а затем издания его же одноименной книги, изобретенный Глазовым улей получает международный патент, на базе его пасеки НИИ пчеловодства открывает научную лабораторию, а его самого избирают профессором Великолукской сельскохозяйственной академии. По публикациям в журнале рассказов новгородки Инны Собакиной ее приняли в Союз писателей, о ней пишут рецензеты центральных газет. Журнальный очерк сельского учителя Н.Ласточкина “История села Рютино” был удостоен областной литературной премии им. М.Е.Салтыкова-Щедрина 1995 года, а издательские усилия самого журнала были увенчаны той же премией в 1996 году.Особое место в судьбе журнала занимает А.И.Солженицын. Его письма, советы, публикации в “Русской провинции”, финансовая помощь журналу, которую оказывает несколько лет подряд Русский общественный фонд А.И.Солженицына вряд ли поддается оценке. Ведь русская провинция, Россия всегда была и остается в поле зрения этого выдающегося писателя современности. Вот уже три года наш журнал является едва ли не единственным в российской провинции, который постоянно, из номера в номер публикует произведения провинциальных художников, в том числе и живописные, привлекая к этой работе искусствоведов Твери, Пскова, Новгорода. Мы рассказали о творчестве художников Г.Дочкина и В.Солодова из Твери, Н.Заволоки и И.Корнелюка из Пскова, о молодых художниках Новгорода. Авторами и иллюстраторами журнала стали художники Г.Клюшин, А.Кореляков, А.Стройло, А.Андреев, А.Кукушкин, И.Гусев, Б.Федоров, Н.Перлов, С.Зыбин, Г.Камардина, А.Камардин и многие другие. Журнал из номера в номер показывает на своих страницах художественные собрания провинциальных музеев и картинных галерей, стараясь как можно шире представить творческие искания провинциальных мастеров. Традиционная живопись, живопись провинциального андеграунда, русская традиционная графика и компьютерная графика, искания молодых художников, рассказы о частных галереях провинции – вот далеко не полный перечень тем и направлений провинциального искусства, затронутых в художественной части журнала, названной “Живописная Россия”. Редакция журнала проводит выставки своих авторов. В 1991 году совместно с московским искусствоведом Савелием Ямщиковым редакция провела в Москве выставку псковского художника-керамиста Александра Агаркова, а в 1999 году с успехом прошла выставка “непечатной” рисованной поздравительной открытки, которая была организована совместно с Тверской картинной галереей. Журналу особенно близка тема историко-культурного своеобразия нашего края. Богатая культурная и историческая почва центральной России, русская провинции окрасила творчество таких корифеев мирового искусства, как Мусоргский и Рахманинов, Пушкин и Салтыков-Щедрин, Венецианов и Лемешев. О тверских, новгородских, псковских мотивах в их творчестве мы уже рассказали своим читателям, хотя эти темы неисчерпаемы, как сама жизнь.Журнал обращается и к именам “второго” ряда, таким как композиторы Лядов и Сторорусский, маслодел и сыровар Верещагин, реформатор сельского хозяйства XIX века Д.Шелехов, основатель г. Сент-Питерсбурга в США П.Дементьев и многим другим. Своеобразный бум на страницах журнала переживает и жанр биографического, родословного очерка. Истории своих родов, своих семейств и биографии знаменитых предков пишут не только представители дворянства и купечества, но и крестьяне, и мещане, и интеллигенция. Сошлюсь на прекрасные очерки В.Самойлова “Расплата”, Г.Островского “Записки старьевщика”, сельской учительницы из села Еськи Бежецкого района “Ез, Езьск, Еськи”, очерки Т.Перфильевой-Кристи, Л.Каплина, Н.Архангельского и многих других. Нам кажется очень важным делом пробуждение исторической памяти в семье, в роду. Благодаря этим материалам, журналом интересуются русские люди, живущие за рубежом. Они, кстати, присылают в журнал большое количество материалов.Обращаясь к читателям первого номера журнала в 1991 году, редакция вполне сознавала, за какое трудное дело она берется. История русской журналистики полна примеров, когда первый номер становился и последним, издание закрывалось. “Русская провинция” с Божьей помощью и помощью наших читателей и авторов живет десятый год. И хоть тираж его уменьшился многократно, читателей и авторов у него не убавляется. А это лишний раз говорит о том, что стоит он на верном пути.
|