Николай Александрович Львов

К 250 - летию со дня рождения

 

Николай Александрович Львов – один из самых выдающихся деятелей русской культуры второй половины XVIII века. Свое могучее дарование он проявил практически во всех отраслях науки и культуры: в поэзии и музыке, в архитектуре и механике, изобразительном искусстве и истории. Круг интересов Львова был поистине широк. Он переводил античных поэтов и издавал русские летописи, организовал производство русского сафьяна, открыл залежи каменного угля на Валдайской возвышенности и составил первое описание кавказских минеральных вод. Он был великолепнейшим архитектором, по его проектам в Москве, Твери, Санкт-Петербурге и других городах построены особняки, административные здания, церкви.

Н.А.Львов родился 15 (4) марта 1751 года в небогатой мелкопоместной семье в усадьбе Никольское-Черенчицы Новоторжского уезда Тверской губернии. В доме своих родителей он получил великолепное воспитание. Как и большинство дворянских детей того времени, Львов был записан в гвардию и в 1769 был отправлен в Петербург в Измайловский полк. Там вокруг него образовался кружок молодых людей, увлекавшихся музыкой, литературой, живописью. Творческое сознание Николая Александровича сформировалось именно тогда, и не случайно идеалом для него в те годы был многогранный гений М.В.Ломоносова.

В 1775 году Львов вновь посетил родное Никольское. Он пристально наблюдал за жизнью и обычаями крестьян и всерьез заинтересовался русской народной песенной культурой. Впоследствии Н.А.Львов внес большой вклад в развитие русской музыкальной фольклористики. Будучи увлеченным собирателем народных песен, он стал инициатором создания “Собрания народных русских песен с их голосами”, увидевшего свет в 1780 году. Опубликование этого сборника имело очень большое значение, так как отныне композиторы могли использовать народные песни в своем творчестве. Таким образом, Н.А.Львов одним из первых в России выдвинул проблему народности в русском искусстве.

В 1777 году Н.А.Львов отправился в свое первое заграничное путешествие. Объездив всю Европу, он вернулся в Россию, привезя с собой самые передовые научные знания. Знакомство с высокими образцами мирового искусства имело огромное значение для его духовного развития.

Вернувшись в Россию, Н.А.Львов поступил на службу в коллегию иностранных дел, где работал под руководством П.В.Бакунина. Вскоре он познакомился со знаменитыми литераторами Г.Р.Державиным, В.В.Капнистом, И.И.Хемницером.

В начале 1780-х гг. неожиданно проявился архитектурный талант Львова.

Одной из ранних архитектурных работ Львова была “Александрова дача” в Павловске. По его проектам были возведены Невские ворота Петропавловской крепости (1784-1787), здание Почтамта (1782-1789) в Петербурге, землебитный Приоратский дворец в Гатчине (1798-1799). Многие архитектурные творения Н.А.Львова находятся на Тверской земле. Среди них старинная дворянская усадьба Знаменское-Раек, оригинальные каменные постройки в Митине, Василеве, Арпачеве, Грузинах и в родном Львову селе Никольском. Н.А.Львов возвел монументальный собор в честь Св. Бориса и Глеба в Борисоглебском монастыре в Торжке (1785-1796). Архитектурное творчество Н.А.Львова оказало влияние на формирование русской классической архитектуры первой трети XIX века. Именно он явился одним из основоположников пейзажного стиля в русском садово-парковом искусстве.

Обладатель разносторонних талантов Н.А.Львов, безусловно, заслужено стал одним из первых членов Российской Академии Наук созданной в 1783 году. Н.А.Львов был не только практиком, но и великолепным теоретиком. Он выпустил в свет значительное количество книг по разнообразной тематике. Среди них “Рассуждение о перспективе в пользу народных училищ” (1789), поэма “Русской 1791год” (1791), публикация “Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины царя Иоана Васильевича” (1792), “Русская пиростатика” (1795), “Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии” (1798) и другие. Львов также был автором литературных переводов античных классиков.

Велик вклад Львова и в музыкальную культуру. Он одним из первых стал писать оперные либретто на русском языке. Примером тому служит либретто к опере “Ямщики на подставе”, премьера которой состоялась в Петербурге зимой 1787 года.

В 1803 году на Львова обрушилась тяжелая болезнь, однако, он продолжал увлеченно работать. Последний год своей жизни он провел в Москве. Скончался Н.А. Львов 3 января 1804 года и похоронен в своем родном селе Никольском.

 

Литература

  • Архитектура русской усадьбы / Рос.акад.архитектуры и строит. наук, научно-исслед.ин-т теории архитектуры и градостроительства. – М.: Наука, 1998. – 334 с.: 119 л. ил.

  • Будылина М.В. Архитектор Н.А.Львов (1751–1803). – М.: Госстройиздат, 1961. – 184 с.: ил.

  • Глумов А.Н. Н.А.Львов – М.: Искусство, 1980. – 207 с.

  • Никулина Н.И. Николай Львов. – Л.: Лениздат, 1971. – 133 с.: ил.

  • Очерки русской культуры XIX века. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С.17, 28, 30, 56, 127, 180, 183, 276, 277, 281, 286, 290, 298, 302, 303, 309, 357.

  • Тарасова Л.А. Музыкальная культура Тверского края: Учеб. пособие / Твер. гос. ун-т, Твер. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Тверь: ТГУ, 1997. – С.39-40.

  • Разумовский Ф.Миражи счастья // Знание-сила. – 1998. – №3. – С.134-142.

  • Троицкая церковь в деревне Прямухино. Архитектор Н.А.Львов // Наше наследие. –1994. – №29-30. - С.56, 60.

  • Лаппо-Данилевский К. О тайной женитьбе Львова // Новое литературное обозрение. – 1997. – №23. – С.132-141.