Электронная библиотека  "Тверские авторы"


ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВА

«Владимир Дмитриев: Послесловие к жизни»


Что остается после художника

Владимир Дмитриев и
Татьяна Михайлова

В мае 2005 г. не стало известного тверского живописца Владимира Дмитриева. Человека, о котором говорили как о художнике если не мирового, то российского масштаба, прекрасном колористе, не только не исчерпавшем своих возможностей, но и находившемся - при его могучем живописном темпераменте - лишь в середине творческого пути. Умершего чудовищной смертью: на улице, от переохлаждения, как бездомный бродяга, кем он, собственно, и стал в Твери. После того, правда, как руководство областного Союза художников лишило его творческой мастерской. Коллега Владимир Абрамович (ходят слухи, что мастерская Дмитриева была обещана ему) лично отвёз «выселенца» на родину, в Андреаполь.

Время не оценило инициативу руководства творческого союза. Записывая для Андреапольского краеведческого музея аудиовоспоминания тверских коллег Дмитриева, я услышала многое, достойное осмысления. Сожаления, что не был найден другой выход, не лишающий человека дома: провести границу между собственно творчеством в мастерской и жизнью в ней (особенно если в городе, где она находится, у человека нет другого дома) непросто. Раскаяния из-за собственного невмешательства. И.о. председателя правления Евгений Антонов запретил коллегам пускать Дмитриева даже на диван в здании мастерских. Коллеги Владимира по творческому союзу послушно выполнили это требование.

«Хочешь убить Художника - засунь его в собачью конуру» - записал как-то Дмитриев в своем дневнике. Его лишили даже собачьей конуры.

Человек, отмеченный Божьим даром, профессионал, сама доброта. Страшно терять таких людей. Но если бы в пьесе, действующими лицами которой оказались Владимир и его коллеги по Союзу художников, были иные имена, результат мог бы быть ровно таким же: уже довлеет определённый тип отношений, выживает определённый тип человека. Итог, увы, закономерен.

Похоронен Владимир Дмитриев был так же оскорбительно, как и изгнан из мира коллег: в муниципальной могиле на окраине кладбища в Лебедеве, с надписью «медицинские отходы» на соседней могиле. И только стараниями родственников тело его было перезахоронено в Андреаполь.

При жизни Владимира Дмитриева не баловали ни в Твери, ни в родном городе. Пара публикаций в тверских СМИ - и то не искусствоведческих, а журналистских. Почти никаких фотографий. Ни одной магнитофонной записи его глуховатого голоса. И только после смерти художника становится все очевиднее: мы потеряли человека не провинциального, но российского масштаба, труженика, мыслителя, страдальца. Так считают и его коллеги-художники, и завсегдатаи художественных выставок. Так говорит каждый, кому повезло получить в дар или купить у Владимира хотя бы одну работу. Молчит только сам Володя.

А ему было что рассказать. О человеческой неустроенности, непонимании близких, зависти чиновников. О многочисленных «друзьях», скупавших работы за бутылку. О том, что чувствует талантливая душа, ночуя вместе с телом на уличной скамейке. О смерти, пришедшей за ним в одну из таких ночей на улице.

От Владимира Дмитриева осталось немало. Память тех, кто ценил его талант живописца и собеседника. Имя, известное далеко за пределами России. Скромная могила на родине. И несчитанное количество картин, среди которых не было плохих или конъюнктурных. «Художник от Бога» - вот единственная оценка, на которой сходятся все, кто хоть раз видел его работы: талант в них всегда получал достойную огранку темпераментом и мастерством.

Мне приходилось писать о Владимире Дмитриеве в областной прессе - не столько о его таланте (это привилегия искусствоведов), сколько о проблемах талантливого человека в равнодушном и агрессивном обществе. На кассетах, предназначенных для музея, то есть для современников и потомков, земляков и гостей Андреаполя, звучат голоса многих, в которых даже после этой чудовищной, несвоевременной смерти не за что бросить камень. Звучат и другие голоса. Каждый из участников мемориальной аудиозаписи был предупрежден о том, что записи суждено стать публичной.

Хотелось бы поблагодарить каждого, кто помог опубликовать эти воспоминания. Персональную благодарность хочется выразить сестре Владимира Дмитриева Наталье Черкасовой.

Татьяна Михайлова,
автор-составитель


<< Содержание