ЧЕТЫРЕ ПЯТНИЦЫ НА НЕДЕЛЕ, ИЛИ МЕЖДУ СОЛНЦЕМ И ЛИВНЕМ
Тверская поэтесса Татьяна Михайлова любит кольцевые рифмы. Впрочем, любовь эта, как многое у неё, противоречива и мучительна, возможно, и не она их выбирает, а они её, при всём весьма жёстком ироничном характере лирической героини Татьяны – выбирают, берут в плен и ведут по лабиринтам свивающихся в кольца строк.
Прикосновением ладоней росных
Лицо остудит вам неровный стих,
И жёсткая гаррота кольцевых
Рифм – вместо паутинки перекрёстных.
(«Привет!». Бег тёплых, как ладонь, мгновений…»)
Знаковое для автора, по-моему, стихотворение. Впрочем, других у поэтессы в её книге «Четвёртая пятница» (Тверь, «Издательство ГЕРС, 2007) почти и нет, что, понятно, в плюс Татьяне. Даже короткие и необязательные вроде бы в книге бытовые и лирические зарисовки, такие как, например, «К процессу истребленья шашлыков…», «Мечта единоличника», «Попытка зависти», выглядят в конечном счёте органично, добавляют живые детали в жёсткую ткань «Четвёртой пятницы». Надо сказать, давно я не встречал столь чётко выстроенного и со вкусом полиграфически исполненного сборника. Впечатлению помогает и строгий, точный рисунок её стихов, который бы я определил как некий иронический акмеизм.
Неизмеримо далека Татьяна от нынешней даже не столько женской, сколько почему-то преимущественно мужской стихотворно-массовой лирической размытости и неопределённости! К тому же в гарроте кольцевых рифм мечтать ни в пример обычным сложнее. Наверное, помогают ей в этом преодолении и филологическая культура – за плечами инфак Калининского университета, и специальность переводчика с немецкого языка. Но больше, конечно, своенравный, беспокойный характер. Её лирическая героиня, современная женщина, жительница большого города, издёрганная нашим диким бытом-бытием, личными неурядицами, катится-катится вместе с нами по течению в общем потоке, а потом остановится, огрызнётся ехидным точным словцом, или пошутит с улыбкой, отчего и жить станет немного веселее, и солнышко ненадолго проглянет из-за серых будничных туч. Так-то!
У неё немало удачных строк, которые как раз и заставляют остановиться, задуматься, оглянуться: «Так вот, нет зонтика на этом свете, С чьим куполом считается гроза.»; «и каждый год на свете – год свиньи.»; «Не любить нас грешно, а любить…да поможет вам Бог!»; «Если всё ещё юность, зачем так усталы глаза»; «Но Вы огорчены: всё вновь неверно, И ливнем слов дотла размыт сюжет…». Есть и примеры удачных, по-моему, словообразований (недаром к одному из стихотворений взят эпиграф из Игоря Северянина!): «Наш именинник, вечно блондоюный.».
Конечно, надо бы и придраться к чему-то, как полагается. Что ж, примемся за это неблагородное и неблагодарное, но необходимое для статотчётности занятие… Вот, утверждал, что у неё размытости нет, а как же четверостишие, которым открывается книга: «И изгибы для нас судьбоносных дорог, и каскады огня.»? Но, как знаем, не бывает правил без исключений, а исключений у Татьяны немного. Всё-таки не семь пятниц на неделе, а только четыре. Тем более, помните – кто без греха, тот пусть первым бросит в неё камень? Разве у самого не встречается схожей псевдолирической невнятицы? Встречается, увы, встречается порой…
А что это Михайлова в стихах всё о личном да о мелком, сплошной бытовизм какой-то, когда в стране-то грандиозные дела творятся? И ещё можно вопросить её словами Саши Чёрного – а пафос где, а где прозрения печать?!
Найдётся у неё и пафос, только не громкий, а деликатно отодвинутый куда-то туда, за усталость и иронию, на второй и третий план…И про-зрения встречаются: иначе не получались бы хорошие строки, в том числе по призыву классика «любите живопись, поэты» о живописцах и картинах, а также о неприкаянных коллегах-бумагомарателях. Недаром Татьяна стала дипломантом недавнего IV Межрегионального фестиваля православной песни и поэзии в Дубне. На этой достаточно чуждой, казалось бы, для неё площадке она завоевала признание таких компетентных и даже придирчивых членов жюри, как один из руководителей Союза писателей России Геннадий Иванов и известный поэт, лауреат всероссийских премий Николай Колычев. А ведь стихов с церквями и куполами, молитвами и святыми у неё нет…Однако, проникновенные строки стихотворения «Четвёртая пятница»(по которому названа и книга), и «Если всё ещё лето, так близок зачем горизонт…» с их христианским фоном принятия судьбы оказались услышанными и выделенными среди десятков других, тоже порой не слабых, текстов.
Я же, прочитав сборник Татьяны Михайловой, уверен, что безошибочно определю её голос, её негромкую задыхающуюся ноту среди многих других авторов, по крайней мере, тверских. Потому что и «лица не общее выражение», и формирующийся свой собственный стиль у неё имеются.
Александр Горшенков,
член Союза писателей России, г.Яхрома Москов.обл.
РОСА: Семейный альбом. Тверь, 2008. ООО «Альфа-Пресс»
|