Электронная библиотека  "Тверские авторы"


Виктор Грибков-Майский
Член Союза журналистов России

МЕСТНЫЙ ВКЛАД В НАРОДНУЮ ТРАДИЦИЮ
(Об истории тверской резьбы по дереву)

Край Верхневолжья — древняя Тверская земля, один из центров русской национальной государственности. В таком месте было все: своя правящая династия, свои святыни и свои художественные традиции, о многих из которых уже написаны научные исследования. К сожалению, до сих пор в этом списке мы не видим истории тверской резьбы по дереву. А жаль, ведь это значит, что мы рискуем потерять ее прекрасные образцы: культовую резьбу по дереву, традиционные предметы домашнего обихода, уникальную домовую резьбу.
А ведь история тверской резьбы неразрывно связана с духовной жизнью нашего края, являясь отражением ее культурно-исторических особенностей.
На территории Тверской области есть место во всех отношениях уникальное — остров Столбный на озере Селигер, где находится одна из национальных православных святынь — монастырь Нило-Столобенская пустынь. Именно здесь зародилась редкая по своей художественной значимости традиция изображения в дереве Преподобного чудотворца Нила Столобенского.
В собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве хранится еще один образец тверской культовой резьбы по дереву — икона Богоматерь Одигитрия (контурный рельеф) XVI в. из Николо-Клобукова монастыря г. Кашина.
А в Богоявленском соборе г. Вышнего Волочка хранится деревянная скульптура Николы Можайского с мечом и градом из Николо-Столпенского монастыря, датируемая XVII веком.
Тверская область и сегодня остается самой богатой лесами среди областей Центральной России. Такое обилие дерева изначально предполагало самое широкое распространение резьбы по дереву, которая украшала практически весь быт русского человека.
Уже в XV веке уровень мастерства по изготовлению деревянной посуды здесь был настолько высок, что местная посуда в качестве подарков посылалась в другие государства, не говоря о большом спросе на нее внутри страны. Так, во время княжения Василия III в грамоте тверского епископа Нила к боярину Василию Коробову, посланному в Константинополь, в перечне подарков есть и «три ставы тверских» (става – деревянный сосуд в виде чаши с глубокой крышкой).
Производство деревянной посуды в Тверской губернии продолжалось вплоть до конца XIX века. Уже в «Генеральном соображение по Тверской губернии» (извлечение из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783—1784 г.) есть упоминания о центрах производства деревянной посуды. Это: окрестности Осташкова и село Погорелое Гродище Зубцовского уезда, где «цеховых разных художеств и рукоделий 145», из которых «делающих деревянную посуду 19».
Кроме этого в специализированной литературе называются Ясневская волость Вышневолоцкого уезда и Ахметьевская волость Калязинского уезда.
Особо стоит сказать о тверских ковшах, которые имели свою отличительную особенность — они были украшены скульптурными изображениями в виде конской головы, поэтому и получили название «конюхи».
Нельзя не упомянуть и о таком явлении, как изготовление пряничных досок, которые издревле служили на Руси для выпечки местного лакомства — медовых, сахарных, миндальных пряников. Самая древняя русская пряничная доска датируется XI веком и хранится в новгородском музее. С появлением в XVIII веке пряничных заводов, на досках часто стали указывать и непосредственных производителей – «1764 году лит в Твери в заводе тверских купцов Ивана и Михаила Степановых…».
Самое широкое распространение получила на тверской земле и домовая резьба. Среди основных мотивов – изображение животных и растительного орнамента. Сегодня, в связи со сносом старых построек, домовая резьба бесследно исчезает. Деревянный резной орнамент, которым традиционно украшали наши предки свое жилища – это не стихийный набор тех или иных деталей, а зашифрованные письмена, древние обереги, несущие из прошлого определенную информацию, которую мало кто уже в состоянии прочитать. В связи с массовым уничтожением образцов домовой резьбы в Тверской области, мы рискуем утратить художественную традицию, как таковую. Во многих древних русских городах уже изданы книги, посвященные домовой резьбе («Деревянное кружево Костромы» Верхне-Волжское книжное издательство, 1975 г.), у нас же этот вопрос до сих пор даже не обсуждается.
Вопрос о возрождении резьбы по дереву как явления в художественной жизни Тверской области, был поднят в конце 1990 года в связи с созданием группой местных мастеров Тверское товарищество резчиков по дереву. За это время была проделана огромная работа по пропаганде традиции резьбы по дереву.
Именно Товарищество выступило инициатором проведения областных выставок резьбы по дереву в Твери в 1991 (совместно с Тверским отделением Всероссийского фонда культуры), в 1993 (совместно с Тверским областным краеведческим музеем), и в 1995, 1997/1998, 2002, 2006 годах, когда выставки вошли в официальный перечень мероприятий комитета по делам культуры Тверской области, ныне департамента культуры. Непосредственным организатором выставок стал Областной Дом народного творчества в лице музейно-выставочного Центра им. Лизы Чайкиной. Здесь же собрана наиболее полная информация о тверских мастерах резьбы по дереву.
За эти годы в рамках тверских выставок по дереву приняли участие сотни мастеров из практически всех уголков Тверской области. На выставках экспонировалось в общей сложности несколько тысяч работ, многие из которых были приобретены ценителями резьбы по дереву, что явилось непосредственной материальной поддержкой для местных народных умельцев. Какую же моральную поддержку оказали эти выставки мастерам резьбы по дереву, вообще трудно переоценить. Выставки-ярмарки предоставляли прекрасную практическую возможность, а зачастую и единственную, широко и разнообразно представить свое творчество в областном центре.
Что особенно немаловажно, организаторы выставок всегда старались подчеркнуть историческую и художественную преемственность. Так 5-я выставка была посвящена 100-летию со дня рождения народного самородка, скульптора-самоучки из г. Кимры Ивана Абаляева.
Как свидетельствует история проведения Областных открытых выставок резьбы по дереву, Тверская область и ее областная столица имеют все необходимое, чтобы стать крупным и признанным центром по организации и проведению подобных мероприятий, которые, в свою очередь, не только будут способствовать развитию местной народной традиции, но и, при условии заинтересованной административной поддержки и грамотной информационной политике, могут внести существенный вклад в формирование позитивного имиджа Тверской области, как среди ее непосредственных соседей, так и в целом в России.

 


<< На страницу автора