ПЕВЕЦ СВОЕЙ РОДИНЫ
Живописец и краевед Радомир Иванович Алехов родился (29.02.1932) в г.Осташкове Тверской области. Член СХ России и Международной федерации художников (1997). Создатель в сс. Ботове и Сороге Осташковского района картинных галерей братьев Алеховых. (Старший брат Леонард тоже художник, скульптор). Персональные выставки в гг. Осташкове, Твери, Москве, Люберцах, Архангельске, Северодвинске и др. городах и селах России. Последние годы занимался выставками провинциальных художников в Москве и провинции. Как организатору выставочной работы в провинции благотворительный фонд «Синергия» (Москва) в одной из своих галерей в Москве установил бронзовый бюст Р.Алехова (скульптор Вадим Кириллов). Живописные работы Р.Алехова искусствоведы относят к явлению «фантастического реализма». Он пишет пейзажи родной Селигерии, храмы, крепости, монастыри, на что получил благословение от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В свои 75, а Радомир Иванович Алехов родился в г.Осташкове 29 февраля 1932 года, он полон сил, легок на подъем, да и на мир смотрит все теми же юношескими синими глазами. Сделать бросок из Москвы в деревню Конец, что под Осташковым, а затем на рязанщину в какой-нибудь монастырь, в Иркутск или Омск, чтобы там написать несколько этюдов; организовать выставку где-нибудь в Твери или Торжке – это для него не проблема.
Руки его не боятся никакой работы. Они и обед приготовят, и рыбный пирог сгоношат, и огород посадят, и костер в любую непогоду разведут. За ним надежно, как за каменной стеной, к таким тянутся и люди, и животные. Кошка в любом доме сама идет к нему на колени, а деревенские собаки бегут его проведать, едва он заявится в свою деревню.
Живописью начал заниматься поздно, в 57 лет. И путь его в искусство мало чем отличается от пути, который приводит сюда художников с народными представлениями о прекрасном. До того он кисти в руках не держал, хотя что такое перспектива знал: в военном училище учился топографии, умел профессионально чертить. Отсюда на фоне его наивного пейзажа профессионально точные фронтальные изображения архитектуры.
Первые уроки брал у брата Леонарда, профессионального художника, и у московской художницы Галины Сергеевой, почувствовавшей в его этюдах божью искру и ободрившей первые шаги, позже -- у художника-подвижника, педагога Н.М.Ратанова. Страсть оказалась роковой, разом померкли прежние увлечения и поиски. Трудно поверить, Алехов искал себя почти до пенсии, осваивая профессию за профессией, становясь на период отпусков экскурсоводом, киномехаником на турбазе, судьей по спортивному ориентированию, массажистом. Увлекся живописью в 57, а в 72 с молодым задором закончил художественно-графический факультет Московского Педагогического Университета, да еще и с отличием. А руководителями его диплома были академик Е.В.Шорохов и доктор искусствоведения профессор Андрей Карев.
Отныне он весь отдается живописи и выставкам, словно спеша наверстать упущенное. Первая персональная прошла на турбазе «Рассвет» в 1989 году, за ней — в зале искусств г.Осташкова, через год в Осташковском музее, потом в Торжке, а там пошло и поехало… В Москве, в Люберцах, в Пено, на о.Хачин, в д.Сорога, на о.Городомля, в музее им. Лизы Чайкиной в Твери, в выставочном зале СХ России в Москве, в Северодвинске, в Новозыбкове, Брянске, Архангельске, в Нелидове, на Каширке, в Подольске и т.д. За 15 лет более 50, причем, большинство персональных. Многие он сам же и организует, в т Ом числе и своих коллег, перевозя работы на стареньком «Москвиче».
В 1997 году становится членом СХ России и Международной федерации художников. Как художнику и организатору выставочной работы в провинции, благотворительный фонд «Синергия» установил в одной из своих галерей в Москве бронзовый бюст Радомира Алехова в честь его 70-летия (скульптор Вадим Кириллов). Работы Радомира Ивановича Алехова находятся в частных собраниях в Дюссельдорфе, Кёльне, Париже, в США, Лондоне, Токио, в музеях и картинных галереях России.
У Алехова-художника свой, сразу запоминающийся почерк, своя манера письма, свои излюбленные цвета. На его полотнах — прекрасный, добрый, разумный мир природы и такие же прекрасные, добрые, разумные творения человеческих рук. Там почти всегда светит солнце, цветут цветы, «идут белые снеги», покойно отражают божий мир озерные воды, плывут тихие, как белые лебеди, облака. На фоне этой вечной красы он такое же вечное прошлое изображает — церкви, монастыри, кремли, исторические памятники русского зодчества, реже – людей, избы, и совсем уж редко что-нибудь современное, урбанистическое. Он объездил все святые уголки Селигерии, Подмосковья, был в Сибири, на русском Севере, в Туле, в Рязани, в Смоленске. Это вечное прошлое скрыто у него под златотканым покровом настоящего: тоже вечно прекрасного, за которым подлинная история только угадывается. Колокольни и храмы у него похожи на сказочные, украшенные куполами елки, а стены старинных русских крепостей неприступны и необоримы.
Он написал множество натюрмортов с цветами – от парадных, таких как «Подсолнухи», «Сирень», до скромных, полевых. Пишет он цветы тщательно, как дорогие лица. Они смотрят на художника своими веселыми глазками, будто тот их попросил: «Внимание, рисую!» Цветы, кстати, излюбленная тема любого осташа-художника. Как и Селигер, как и облака, они у осташей перед глазами с детства. Растут на клумбах, в полисадниках, на огородах, а если осташ живет в многоквартирке – заводит на подоконниках: герань, Ванька-мокрый, фиалка – чтобы радовать прохожему глаз и зимой, и летом.
Живопись его избегает трагических противоречий, сюжетов и мифов. Она по-детски наивна, светла, радостна, но по-детски же и мудра. Так любящий сын видит свою мать: самой красивой и самой доброй, отбрасывая самоё мысль о том, что она бывает и печальна, и строга, и стара. А ведь казалось бы, как круто природа с ним обоходилась! Работая испытателем на Ижевском мотоциклетном заводе, объезжая в который раз свою огромную страну, не раз попадал в сложные перипетии. Не раз и не два прекрасная, любимая им природа обходилась с ним жестоко, приводя своего любящего сына на край гибели. Однажды зимой, объезжая мотоцикл, он чуть не замерз в Коми ССР, заваленный снегами в тундре. Но следов этой жестокости вы в его работах не найдете. Ни единой жалобы на природу-мать.
Ему близки иконописные традиции, сыграли роль стояния перед иконами на коленях в доме деда Чумакова. Он легко изменяет пропорции, уменьшая или увеличивая предметы в зависимости от их значения для сюжета. И композиции пейзажей с храмовой архитектурой часто строятся им как на иконах. Только там святые, жившие в разные века, могут стоять рядом, как на групповом фото. Алехов нередко «сочиняет» свои пейзажи, отбрасывая из натуры минутное, бренное: какие-нибудь домишки, деревья, легко приписывает в эти пейзажи храмы, часовни, соборы, которых тут никогда и не было. В этом он весь.
Небо, земля, вода, леса и травы в его пейзажах носят скорее символический, обобщенный характер. Они чаще наделены вечными признаками, не «конкретизированы», если так можно выразиться о волнах, облаках, небе, воде, цвете зелени.
О нем писали. И не только восторженные зрители в книгах отзывов на выставках. Он продолжает паломничать по Тверской и Московской землям, пишет любимые им храмы и монастыри, на что получил благословение патриарха Алексия II.
И еще об одной грани таланта. Алехов – краевед, он пишет историю своей малой родины, но не пером – кистью. Только близкие люди знают, сколько сил, времени и средств отдал художник тому, чтобы написать родительские дома известных и малоизвестных художников-осташей, «родные гнезда» любимых им писателей, поэтов, побывав во многих уголках Тверской земли, в Подмосковье, в Западной и Восточной Сибири. Здесь бездна труда, тысячи километров дорог! В этом альбоме труд его представлен в полном объеме, и читатель сможет не только получить информацию, но и насладиться той средой, в которой формировались такие разные художники, как М.П.Бобышов и В.Я.Капустников, Мина Колокольников и В.Тарасов, как писатели В.Кириллов и Иван Лачин, поэт К.Рябенький. Так к «малой географии», внутренним озерам Селигерского края, которые он писал много лет, Р.Алехов прибавил еще и «малую историю» своей родины. Думается, и этот труд его будет со временем оценен, ведь многих домов, родительских гнезд художников и писателей, уже нет. Но они, теперь уже навсегда, запечатлены живой и бескорыстной кистью художника Радомира Алехова.
М.Петров,
член СП России
На снимках иллюстрации из нового альбома Радомира Алехова (Радомир Алехов. Живопись. Тверь, «Русская провинция» 2007)
Литература:
Грачева Е.Раскрытие дара//Тверские ведомости —1992 — 10 июня
Сафонова М. Колокола Селигера//Русская провинция — 1999. — №2.
Петров М. Братья Алеховы//Братья Алеховы. Альбом — Тверь, 2005
Александров С. Осташков Алеховых// Тверская жизнь 2006. — 27 мая
Опубликовано 29.11.2013