МУЗЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
Несмотря на выходной день, директор Андреапольского краеведческого музея Валерий Линкевич уже с утра был на работе. Музей при нглаве района Николае Бараннике получил новое помещение – целый этаж в бывшей столовой для строителей военного городка.
Получить-то получил, и помещение хорошее, с большими светлыми окнами, на втором этаже, но ведь помещение – это еще полмузея. Чтобы оно стало музеем, нужны большие усилия и самого директора, и андреапольских краеведов, и местных художников, и, конечно, районной администрации.
Экспонаты музея похожи сегодня на «чудесную рассыпанную повесть». Чтобы они стали увлекательной летописью земли андреапольской, им нужна Идея: расставить их в особом порядке, как расставляет композитор ноты, писатель слова, да еще снабдить нужными комментариями, придать, если хотите, художественный образ. Вот Валерий и приходит сюда вот уже несколько лет и в праздники, и в выходные на работу, как на праздник. Для него каждый новый экспонат – живое слово в летописи местной истории, каждая новая экспозиция – живая картина отечественной истории. А сегодня он еще и встречу с андреапольскими художниками назначил. Без профессионального глаза художника, без его особого умения «подать» вещь, экспонат, а подчас фрагмент, осколок какой-нибудь древней погребальной урны или медной братины так, чтобы она засверкала, привлекла внимание посетителя – и музей не музей. А у Валерия родилась еще и идея создать городскую картинную галерею. Благо, только сейчас в Андреаполе работает восемь самодеятельных художников. А если вспомнить, что андреапольская земля была краем вдохновения для таких корифеев русского пейзажного искусства, как И.Ф.Смирнов, что здесь работал выдающийся русский художник Н.М.Ромадин, да и сейчас от художников, стремящихся в этот край озер и истоков, можно сказать, нет отбою, то как отказаться от этой мысли?..
Пока ждал художников, Валерий провел нас по залам музея. Сразу видна рука мастера своего дела. Линкевич собирал такие экспонаты, что они чудесным образом превращались в предметы истории, в вещи особо значимые для всякого русского человека.
Поражал размах Линкевича: зал экспонатов каменного века, зал средневековья, зал, посвященный подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, где десятки редких экспонатов, поржавевшие стволы минометов, оружие тех лет, в том числе и бесславно брошенное на русских полях немецкое; а вот это отдел флоры и фауны района, это – отдел этнографии. Смотришь на все это и приходит в голову мысль, что такому богатству сегодня позавидует и любой областной музей. Тут есть на что посмотреть, есть чему удивиться, порадоваться, есть место, где ты воочию ощущаешь связь с историей своей родины не где-то в облаках, или даже в книгах, а на самой земле, земле малой родины.
Большинство поступлений в музей вот уже многие годы делаются при непосредственном, а часто и личном участии самого директора музея Валерия Линкевича. Он участвует во всех экспедициях по поиску останков советских солдат, павших на андреапольской земле. Ищет и находит, извлекая из земли, и останки боевого оружия, которым ее защищали. Он исходил все дороги Андреапольского района в поисках этнографических материалов. Он упорно подтверждает редчайшими находками свою версию о том, что древнерусский город Лучин, центр Лучанского княжества, находился на берегу озера Лучанского, на месте старого городища, где и были найдены многие редкие находки. Благодаря такой широте поиска, Линкевич сегодня не только историк, археолог, поисковик, но и зоолог, энтомолог, ботаник. Собиратель бабочек, жуков, редких насекомых. Ведь и бабочки наших полей, и жуки, и стрекозы – тоже родина, ее краса, ее трепетание, порхание, песни ее в чудесные дни короткого нашего лета.
Эти годы, которые для многих были годами уныния, социальных разочарований для Валерия были годами поисков и редких находок. Он считает, что нужно каждому делать свое дело, только так можно бороться с теми негативными явлениями, которые пришли на нашу землю в связи с реформами. Крестьянину нужно стараться пахать землю и растить хлеб, учителю учить, солдату защищать свою землю. Радуется и с гордостью показывает редчайшую свинцовую княжескую печать с великолепно сохранившимися рельефными изображениями, которую случайно нашел в полосе волнового прибоя Лучанского озера. И подчеркивает для печати:
- Я раскопок не веду, не специалист, многие вещи нашел на берегах или разрытых дорожниками курганах, или у кротовин, где, случается, кротами извлекаются вместе с землей ценнейшие экспонаты.
Зато подобной печати, утверждает он, нет даже в областном музее. И еще многое, что он показывал, сопровождал такими же словами.
Действительно, многие находки каменного века, раннего средневековья имеют просто-таки «товарный» вид, словно их вчера сделали. Я думал, может быть, таково свойство андреапольской земли, умеющей так бережно сохранять в себе предметы истории? А может быть, особое везение самого Валерия Линкевича? Ведь чтобы поднять с песка крохотную новгородскую пулу или ложечку, носившуюся в древнерусском мире, как украшение, для этого нужен особый настрой глаза, души, постоянная нацеленность на историю… Валерий в ответ только загадочно улыбается, секретов своих не раскрывает.
Сегодня Андреапольский музей похож на увлекательную, но недописанную книгу по истории родного края. Некоторые главы ее находятся еще в мечтах Линкевича, другие страницы, как например, стенды с экспонатами каменного века и средневековья, уже отделаны и отшлифованы до совершенства, вызывают восхищение даже у меня, человека побывавшего во многих музеях. Валерий с гордостью показал нам коллекцию минометов, которыми воевали наши воины на андреапольской земле. Некоторые из них, такие как миномет-саперная лопатка, позволявшая солдату окопаться, и из рукоятки, представлявшей собой ствол 50-миллиметрового миномета, тут же вести огонь по противнику, нет даже в музее на Поклонной Горе.
Но есть и такие экспонаты, что живут пока в мечтах Валерия Линкевича, а некоторые и вообще пока припрятаны от «сглаза» в каморках и чуланах. Эти еще не нашли своего воплощения. Он показал нам куски горного хрусталя, найденного на берегах озера, коллекцию бабочек и очень сожалел, что у музея почти нет средств приведение всего этого исторического богатства в должный порядок.
Доброго пути Валерию Линкевичу и его детищу!..
Опубликовано 29.11.2013
|