Иван
Федорович (К 300-летию со дня рождения)
|
|||
Русский архитектор Иван Федорович Мичурин (1700-1763) известен тверитянам как автор проектов Архиерейского дома, собора Христорождественского монастыря и здания Воеводской канцелярии в Твери. Родился И.Ф.Мичурин в Костромской губернии в семье небогатого помещика. Еще подростком проявил склонность к “наукам и художествам”, поэтому был направлен в 1718 г. на обучение в Петербург. Первоначальное научное образование получил в Академии навигационных наук (1720-1723 гг.). По окончании академии был отдан в ученики архитектору Н.Микетти, который работал в те годы на строительстве дворца в Стрельне. В числе “пенсионеров” Петра I Мичурин выехал в 1723 г. для обучения в Голландию. За границей он не только овладел инженерной наукой, но и приобрел широкие архитектурные познания. В Россию вернулся в 1729 г., работал на строительстве дворцов г. Петербурга. В 1731 г. Мичурин переехал в Москву, где началось составление плана города. Частично этот план был выполнен архитектором И.Мордвиновым, а после его смерти в 1734 г. все работы были продолжены Мичуриным. План города , гравированный в 1739 г., получил наименование мичуринского. Интерес зодчего к древнерусскому зодчеству, его тщательность как реставратора проявились при отстройке в 1744 г. собора Василия Блаженного, обгоревшего во время большого пожара 1737 г. Достоверных произведений Мичурина немного. К ним принадлежит проект Воеводской канцелярии в Твери, выполненный зодчим в 1738 году. В этом раннем произведении Мичурин исходил целиком из архитектуры Петербурга тех лет и его “образцового” строительства. Формы и членения этого здания, его декоративное убранство в основном стали типичны для московских сооружений Мичурина, утвердились на долгое время в архитектуре. Но проект московского Суконного двора (1745), выполненный зодчим в зрелые годы, был совсем иным и выявлял характерную для Мичурина, вполне современную тогда организацию структуры здания. Для произведений Мичурина было характерно сочетание классического ордера с формами допетровского зодчества. Связь со старым московским зодчеством ясно выступает в церковных сооружениях Мичурина. К его произведениям этого рода относились Троицкая церковь и колокольня на Арбате (конец 1730-х - 1740-е гг.), церковь (1742) и колокольня (1746-1747) Златоустовского монастыря. В 1740-1760 гг. Мичурин строил Андреевскую церковь и Путевой дворец в Киеве (по проектам В.В.Растрелли), а также собор Свенского монастыря близ Брянска. Несмотря на малочисленность творческого наследия Мичурина, его роль в развитии русской архитектуры XVIII века весьма значительна. В своей деятельности он употреблял новую для того времени строительную технику, передовые строительные и архитектурно-художественные методы и приемы. Тем самым И.Ф.Мичурин способствовал переходу от старого русского зодчества к архитектуре нового времени. Литература:
|