|
Табынаева
У.С.,
зав метод кабиннетом
Зональной научной библиотеки
Тверского Государственного технического
университета
Система повышения
квалификации библиотечных кадров
в вузоских библиотеках Центральной Зоны
России
Стремительно развивающиеся
рыночные отношения предъявляют новые требования
как к внутренней организации библиотек, так и к
их функционированию во внешней среде. Это
вызывает необходимость совершенствования и
внедрения новых технологий, важность адаптации
молодых сотрудников, не имеющих библиотечного
образования, потребность в расширении
профессиональных знаний и переподготовке
основного персонала, а также в обучении резерва
руководящего звена и самих руководителей.
Проанализировав отчёты
вузовских библиотек Центральной зоны России за
последние три года можно сказать, что в повышении
квалификации прослеживается несколько уровней:
Кадровый
состав вузовских библиотек весьма разнообразен:
сотрудники, обладающие высшим,
средним специальным библиотечным образованием;
с не библиотечным или общим
средним образованием.
В связи с этим во всех
библиотеках выработан собственный подход к
повышению квалификации, связанный с расширением
и углублением имеющихся знаний и практических
умений и навыков.
Следует отметить, что в целом
библиотеки располагают квалифицированными
кадрами с высоким образовательным цензом,
большинство из которых стабильно работают в
своих коллективах, имеют значительный стаж
работы.
На повышение начальной
профессиональной квалификации направляется
комплекс разнообразных мероприятий:
“Школа
молодого библиотекаря”;
"Школа
начинающего библиотекаря”;
“Школа
библиотечного минимума”.
Эти
“школы” предполагают экскурсии, лекции и
практические занятия
для новых сотрудников.
“Дни повышения квалификации –
командировка за передовым опытом”;
“Дни
производственной учебы”, здесь обзоры по
специальным профессиональным и
литературно-художественным журналам,
тематические обзоры и сообщения о новых формах
работы вузовских библиотек Центра России;
Курсы
повышения квалификации для работников с не
библиотечным образованием.
Цель –
ознакомить с основами библиотечного дела,
наиболее важными научными проблемами, передовым
опытом, инновациями в технологии, основами
менеджмента и маркетинга.
В качестве преподавателей
привлекаются библиотекари высшей квалификации,
имеющие навыки общения с аудиторией. Часто
приглашаются ведущие специалисты библиотек
других ведомств. Они же разрабатывают лекции по
программе в сочетании с практическими занятиями.
По окончании курсов слушатели
сдают зачёт или пишут реферат по темам, имеющим
практическое значение для их конкретной работы.
Написание реферата прививает библиотекарю
навыки исполнительской, организаторской,
научно-исследовательской работы. Защита
реферата проходит в виде семинара или
научно-практической конференции. Помимо самих
слушателей и преподавателей присутствуют
директора и представители библиотек. Слушателям
вручаются Удостоверения об окончании курсов .
ЗНБ ТГТУ в этом году организовала проведение
курсов на факультете дополнительного,
профессионального образования и переподготовки. Удостоверения
были подписаны ректором университета. Многим
сотрудникам, окончившим курсы, повышены разряды
по ЕТС.
Среди слушателей проводится
анкетирование для оценки эффективности курсов и
уровня подготовки преподавательского состава.
Ведь постоянное использование ведущих
специалистов как преподавателей, в какой-то
степени ограничивает развитие системы
непрерывного образования, если они сами не имеют
возможности учиться, и нет условий для
приглашения преподавателей из других библиотек
или учебных заведений. Мы считаем, что результаты
анкетирования оказывают помощь в повышении
компетентности преподавателей и уровня знаний
слушателей.
Одной из наиболее эффективных
форм повышения квалификации является
стажировка, так как обучение на рабочем месте
позволяет непосредственно рассмотреть весь
технологический процесс обслуживания читателей,
работу с фондом, конкретные рабочие ситуации.
Повсеместная компьютеризация
библиотечно-библиографических и информационных
процессов, открытие в библиотеках
Интернет-классов потребовало новых знаний и
умений. Из отчётов видно, что идёт просто
массовое обучение работе на персональном
компьютере, ведь без этого невозможно дальнейшее
развитие нашей профессии. Это: курсы и практикумы
компьютерной грамотности, курсы при Центре
телекоммуникаций и технологий дистанционного
образования. На повестке дня , чуть ли не каждой
библиотеки – обучение специалистов работе с
базами данных, библиографическому поиску в
Интернет, компьютерной подготовке,
библиографических изданий, целевые
программы постоянного обучения на курсах по
новым информационным технологиям и совершенным
АИБС.
Эффективной формой повышения
квалификации являются также и командировки. Если
позволяют средства вуза, сотрудники едут для
участия в конференциях и семинарах, для изучения
опыта других библиотек не только в своем регионе,
по России, но и за границу.
В последнее время чаще стали
проводиться конкурсы в библиотеке, в городском
методобъединении и на межведомственном уровне :
“Библиотекарь года”, “Королева библиотеки”,
что поднимает престиж профессии и повышает
профессиональное мастерство.
На протяжении многих лет
основной формой повышения квалификации остаются
внутри- и межбиблиотечные семинары, конференции,
практикумы. Тематика определяется в зависимости
от проблем, возникающих перед библиотекой, или
городским методобъединением. В последнее время
широко практикуются семинары, конференции и
“круглые столы”, проводимые межвузовскими
секциями по профессиональной принадлежности. На
заседаниях секций определяется наиболее
актуальная тема, место и дата проведения,
программа. Специалисты библиотек обстоятельно,
профессионально и грамотно выступают на этих
мероприятиях, излагая не только теоретическое
освещение вопроса, но и практический опыт
библиотек.
Зональный методкабинет получает
в свой фонд эти материалы и они используются в
работе библиотек вузов и ссузов зоны (т.к.
информация даётся в информационный бюллетень
материалов и документов, поступающих в фонд ЗМК).
Вузовские библиотеки работают в
тесном взаимодействии с библиотеками всех
систем и ведомств своего города. Ведущие
специалисты вузовских библиотек принимают
участие в семинарах и конференциях, проводимых
Областной библиотекой, в межведомственных
секциях и совещаниях по отдельным направлениям
деятельности библиотек.
Хотелось бы отметить, что
наиболее интересно в плане повышения
квалификации работают в библиотеках:
Брянского
государственного педагогического университета;
Брянской
инженерно-технологической академии;
Владимирского университета;
Ивановского университета;
Рязанской сельскохозяйственной
академии;
Рязанской радиотехнической
академии;
Рыбинской
авиационно-технологической академии;
Рязанского педагогического
университета;
Тверского университета;
Тульского университета;
Тверского технического
университета.
Проблемы
профессионального роста важны для любой
библиотеки, коллектив которой думает не только о
сегодняшнем дне, но и заботится о будущем. Опыт
показывает, что чем больше уделяется внимание
повышению квалификации сотрудников, тем легче
поставить работу в коллективе на уровень
современных требований.
Многие формы повышения
квалификации сложились ещё в 70-80 гг. И, конечно,
модернизация содержания основных постоянно
действующих форм неизбежна. Необходимо
дальнейшее совершенствование с учетом известных
перемен в обществе, стремительного развития
информационных технологий, изменений
взаимоотношений библиотеки и общества.
|