Российская библиотечная ассоциация

5-я КОНФЕРЕНЦИЯ РБА
"Актуальные проблемы библиотечного дела"
17-20 мая 2000 г.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ТВЕРСКИХ УЧАСТНИКОВ

 

Табынаева У.С.,
зав метод кабиннетом Зональной научной библиотеки
Тверского Государственного технического университета

Система повышения квалификации библиотечных кадров
в вузоских библиотеках Центральной Зоны России


Стремительно развивающиеся рыночные отношения предъявляют новые требования как к внутренней организации библиотек, так и к их функционированию во внешней среде. Это вызывает необходимость совершенствования и внедрения новых технологий, важность адаптации молодых сотрудников, не имеющих библиотечного образования, потребность в расширении профессиональных знаний и переподготовке основного персонала, а также в обучении резерва руководящего звена и самих руководителей.
Проанализировав отчёты вузовских библиотек Центральной зоны России за последние три года можно сказать, что в повышении квалификации прослеживается несколько уровней:

  • внутри конкретной библиотеки;

  • межвузовский;

  • межведомственный.

Кадровый состав вузовских библиотек весьма разнообразен:
сотрудники, обладающие высшим, средним специальным библиотечным образованием;
с не библиотечным или общим средним образованием.
В связи с этим во всех библиотеках выработан собственный подход к повышению квалификации, связанный с расширением и углублением имеющихся знаний и практических умений и навыков.
Следует отметить, что в целом библиотеки располагают квалифицированными кадрами с высоким образовательным цензом, большинство из которых стабильно работают в своих коллективах, имеют значительный стаж работы.
На повышение начальной профессиональной квалификации направляется комплекс разнообразных мероприятий:

  • “Школа молодого библиотекаря”;

  • "Школа начинающего библиотекаря”;

  • “Школа библиотечного минимума”.

Эти “школы” предполагают экскурсии, лекции и практические занятия
для новых сотрудников.


  • “Дни повышения квалификации – командировка за передовым опытом”;

  • “Дни производственной учебы”, здесь обзоры по специальным профессиональным и литературно-художественным журналам, тематические обзоры и сообщения о новых формах работы вузовских библиотек Центра России;

  • Курсы повышения квалификации для работников с не библиотечным образованием.

Цель – ознакомить с основами библиотечного дела, наиболее важными научными проблемами, передовым опытом, инновациями в технологии, основами менеджмента и маркетинга.
В качестве преподавателей привлекаются библиотекари высшей квалификации, имеющие навыки общения с аудиторией. Часто приглашаются ведущие специалисты библиотек других ведомств. Они же разрабатывают лекции по программе в сочетании с практическими занятиями.
По окончании курсов слушатели сдают зачёт или пишут реферат по темам, имеющим практическое значение для их конкретной работы. Написание реферата прививает библиотекарю навыки исполнительской, организаторской, научно-исследовательской работы. Защита реферата проходит в виде семинара или научно-практической конференции. Помимо самих слушателей и преподавателей присутствуют директора и представители библиотек. Слушателям вручаются Удостоверения об окончании курсов . ЗНБ ТГТУ в этом году организовала проведение курсов на факультете дополнительного, профессионального образования и переподготовки. Удостоверения были подписаны ректором университета. Многим сотрудникам, окончившим курсы, повышены разряды по ЕТС.
Среди слушателей проводится анкетирование для оценки эффективности курсов и уровня подготовки преподавательского состава. Ведь постоянное использование ведущих специалистов как преподавателей, в какой-то степени ограничивает развитие системы непрерывного образования, если они сами не имеют возможности учиться, и нет условий для приглашения преподавателей из других библиотек или учебных заведений. Мы считаем, что результаты анкетирования оказывают помощь в повышении компетентности преподавателей и уровня знаний слушателей.
Одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации является стажировка, так как обучение на рабочем месте позволяет непосредственно рассмотреть весь технологический процесс обслуживания читателей, работу с фондом, конкретные рабочие ситуации.
Повсеместная компьютеризация библиотечно-библиографических и информационных процессов, открытие в библиотеках Интернет-классов потребовало новых знаний и умений. Из отчётов видно, что идёт просто массовое обучение работе на персональном компьютере, ведь без этого невозможно дальнейшее развитие нашей профессии. Это: курсы и практикумы компьютерной грамотности, курсы при Центре телекоммуникаций и технологий дистанционного образования. На повестке дня , чуть ли не каждой библиотеки – обучение специалистов работе с базами данных, библиографическому поиску в Интернет, компьютерной подготовке, библиографических изданий, целевые программы постоянного обучения на курсах по новым информационным технологиям и совершенным АИБС.
Эффективной формой повышения квалификации являются также и командировки. Если позволяют средства вуза, сотрудники едут для участия в конференциях и семинарах, для изучения опыта других библиотек не только в своем регионе, по России, но и за границу.
В последнее время чаще стали проводиться конкурсы в библиотеке, в городском методобъединении и на межведомственном уровне : “Библиотекарь года”, “Королева библиотеки”, что поднимает престиж профессии и повышает профессиональное мастерство.
На протяжении многих лет основной формой повышения квалификации остаются внутри- и межбиблиотечные семинары, конференции, практикумы. Тематика определяется в зависимости от проблем, возникающих перед библиотекой, или городским методобъединением. В последнее время широко практикуются семинары, конференции и “круглые столы”, проводимые межвузовскими секциями по профессиональной принадлежности. На заседаниях секций определяется наиболее актуальная тема, место и дата проведения, программа. Специалисты библиотек обстоятельно, профессионально и грамотно выступают на этих мероприятиях, излагая не только теоретическое освещение вопроса, но и практический опыт библиотек.


Зональный методкабинет получает в свой фонд эти материалы и они используются в работе библиотек вузов и ссузов зоны (т.к. информация даётся в информационный бюллетень материалов и документов, поступающих в фонд ЗМК).
Вузовские библиотеки работают в тесном взаимодействии с библиотеками всех систем и ведомств своего города. Ведущие специалисты вузовских библиотек принимают участие в семинарах и конференциях, проводимых Областной библиотекой, в межведомственных секциях и совещаниях по отдельным направлениям деятельности библиотек.
Хотелось бы отметить, что наиболее интересно в плане повышения квалификации работают в библиотеках:

Брянского государственного педагогического университета;
Брянской инженерно-технологической академии;
Владимирского университета;
Ивановского университета;
Рязанской сельскохозяйственной академии;
Рязанской радиотехнической академии;
Рыбинской авиационно-технологической академии;
Рязанского педагогического университета;
Тверского университета;
Тульского университета;
Тверского технического университета.

Проблемы профессионального роста важны для любой библиотеки, коллектив которой думает не только о сегодняшнем дне, но и заботится о будущем. Опыт показывает, что чем больше уделяется внимание повышению квалификации сотрудников, тем легче поставить работу в коллективе на уровень современных требований.
Многие формы повышения квалификации сложились ещё в 70-80 гг. И, конечно, модернизация содержания основных постоянно действующих форм неизбежна. Необходимо дальнейшее совершенствование с учетом известных перемен в обществе, стремительного развития информационных технологий, изменений взаимоотношений библиотеки и общества.



[Выступления тверских участников] [Программа конференции] [На главную страницу]

Last update 10.08.2000