Государственное бюджетное учреждение культуры Тверская ордена "Знак Почета" областная универсальная научная
библиотека им. А.М. Горького
 

Материалы подготовлены сотрудниками
Зала периодики


Учительская

(обзор профессиональных педагогических журналов)

Учёные подсчитали, что только на одном уроке учитель высказывает в среднем 40-50 оценочных суждений. А ведь есть ещё не выраженные в слове оценки (взгляды, жесты), которых даётся значительно больше. В совокупности эти, казалось бы, незначительные «микроакции» оказывают мощное влияние не только на поведение, но и на развитие ребёнка. Если оценки (положительные или отрицательные) на протяжении значительного периода времени повторяются, то, естественно, повторяются с теми или иными вариантами и вызываемые ими чувства. В итоге те или иные переживания могут стать доминирующими и оказать определяющее воздействие на самооценку школьника, его взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учёбе и другие важные вещи.

К сожалению, учителя нередко недооценивают сложность душевной организации школьников. О последствиях, к которым ведёт такая недооценка, педагогов предупреждает заведующая кафедрой адаптивного образования Педагогической академии после дипломного образования Министерства образования и науки Галина Кумарина в статье «Педагогическая оценка в начальной школе: роль и основные функции» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2010 год).

Как учителю позаботиться о сохранении психологического здоровья? Об этом рассказывается в статье кандидата психологических наук О. Семиздраловой, которая так и называется: «Психологическое здоровье и пути его сохранения» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2010 год).

Каково первое условие успешного внедрения новых педагогических технологий? С точки зрения профессора АПКиПРО Вячеслава Гузеева, оно заключается в наличии внутреннее непротиворечивой программы развития школы с чётко обозначенными целями. Если такой программы нет, школьная администрация рискует совершить типичную стратегическую ошибку: направить основные усилия коллектива «на прорыв» в какой-то одной сфере педагогической деятельности, запустив работу на другом участке. Ведь, как отмечают И. Курчаткина и В. Гузеев в статье «Технологический комплекс школы» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2010 год),

Каковы нынешние ценностные ориентиры молодёжи? Об этом рассказывается в статье кандидата педагогических наук Т. Найдал «Хочу красивой жизни, или Моральный кодекс строителя капитализма» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2010 год).

В определенной мере этот пробел восполняет публикация Н. Ивановой «Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 1 за 2010 год).

С достижением нового образовательного результата связана тема сегодняшнего номера («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 2 за 2010 год) — становление и развитие языковой личности.

Нужна ли школе конкуренция? Об этом в статье О. Хухлаевой ««Болевые точки» школьной конкуренции» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 2 за 2010 год).

Как известно, введение инноваций в школах нередко наталкивается на сопротивление наиболее консервативной части педагогического коллектив, проявляющееся в форме скрытых, а иногда и явных конфликтов. К сожалению, многие директора школ предпочитают не обращать на это внимания. Но такая позиция ведёт лишь к затягиванию и обострению конфликтов.

Очевидно, чтобы смягчить проблему, руководителям школ необходимо провести какую-то работу. Какую? Об этом статья М. Синяковой и Э. Сыманюк «Управление конфликтом, или Как эффективно внедрить инновации» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2010 год).

В этом же номере журнала («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2010 год) размещена статья И. Ермаковой «Задачи школы глазами учителя, завуча, директора»

Одна из проблем естественно-научного образования — трудность перехода от языка обыденной речи к строгому языку науки. Отсюда — важная педагогическая задача: гуманизация языка науки. Как пишет, Р. Щербаков в статье «Языковая культура учителя-естественника» («ПЕДАГОГИКА», № 1 за 2010 год),

Статья М. Калашниковой и Ю. Широковой «Особенности копинг-стратегий педагогов» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 1 за 2010 год)

У многих классных руководителей отсутствуют четкие представления о том, что такое анализ воспитательного процесса в классе и для чего он нужен. Такой вывод можно сделать при знакомстве с материалами исследования, проведенного сотрудниками кафедры теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО. Результаты исследования представлены в статье доктора педагогических наук Е. Степанова «Анализ воспитательного процесса глазами классного руководителя: итоги анкетирования» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 4 за 2010 год).

Практика показывает, что у родителей школьников зачастую проявляется настороженное, а то и негативное отношение к новым формам и методам обучения. В чем причина такой позиции? С точки зрения авторов статьи «Современные дети в «зеркале» родительских ожиданий» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 3 за 2010 год)

В этом же номере журнала («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 3 за 2010 год), статья М. Дубовой «Реализация метода проектов в практике обучения младших школьников».

У многих педагогов есть особый, основанный на осмыслении личного и профессионального опыта взгляд на роль учителя в воспитании мировоззрения школьников. Это показал конкурс педагогического мастерства «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе», который прошел в Санкт-Петербурге. Выдержки из некоторых выступлений конкурсантов представлены в статье С. Берестовицкой «Мировоззренческие искания учителя: размышления после конкурса педагогических достижений» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2010 год).

Наверное, каждый учитель сталкивается с тем, что ученик раз за разом отказывается прилагать усилия для решения задачи, объясняя это тем, что «всё равно ничего не получится», «для меня это слишком сложно». Такая стойкая убеждённость в неспособности к учению называется выученной (или наученной) беспомощностью. Которая, как пишет Е. Медведская в статье «Особенности наученной беспомощности у учащихся с различными уровнями успеваемости» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 3 за 2010 год), свойственна каждому четвертому российскому школьнику.

В очередном номере журнала «УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ. ЗАВУЧ», № 3 за 2010 год размещена подборка статей, посвященных способам мотивирования и стимулирования педагогов.

В статье «Гранты и конкурсы в жизни учителя: искусство побеждать» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 4 за 2010 год) Татьяна Титеева советует учителям начинать с «небольших проектов, где не требуется громоздких обоснований и не нужен масштабный пакет документов».

Названия статей очередного номера журнала «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за 2010 год говорят сами за себя - «Профильный лагерь: системный взгляд», «Социально-педагогические возможности палаточных лагерей», «Вожатый, будь готов!», «Территория лета — легко, если ты активный!», «Живая история, или Лето в музее»...

В новом номере журнала «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» № 5 за 2010 год опубликована подборка статей, посвященных воспитанию ответственности.

Как известно, дети очень тонко чувствуют, занимается с ними учитель по зову души или всего лишь по обязанности. И если педагог не испытывает настоящего интереса к своему делу, у него мало шансов завоевать авторитет у ребят. Между тем, как показало исследование  доктора психологических наук Витольда Ясвина, проявления показной активности у педагогов встречаются довольно часто. В статье «Педагогический блеф и другие психологические барьеры профессиональной эффективности учителей» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 6 за 2010 год) Витольд Ясвин раскрывает психологические механизмы этого явления.

Ещё Белинский писал, что «моральные сентенции не только отвратительны и бесплодны сами по себе, но портят даже прекрасные и полные жизни сочинения...У вас есть нравственная мысль — прекрасно; не выговаривайте её детям, дайте её почувствовать, не делайте из неё вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести...». Уйти от морализаторства на уроках этики помогает метод педагогического стимулирования. О том, как применять этот метод на учебных занятиях, подробно рассказывается в статье кандидата педагогических наук О. Величко «Методы стимулирования нравственного развития младших школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 7 за 2010 год).

Теме «Первоклассник и школа» посвящен этот номер журнала («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 8 за 2010 год), но ключ к данной теме можно сформулировать одним словом — сотрудничество.

 Отсутствие у большинства школьников познавательного интереса как главного мотива учения признают и учителя-практики, и ученые.
На первый план все чаще выходят другие мотивы: социальные (стремление получить одобрение, похвалу, осознание общественно признанной ценности образования), мотивы достижения успеха (желание хорошо выполнить задание, получить хороший результат), мотивы престижа (стремление учиться лучше одноклассников, выделяться среди них, быть первым), мотивы избегания неудачи (у слабоуспевающих учеников). И это тревожная тенденция, поскольку, как пишет кандидат педагогических наук Е. Блинова в статье «Мотивация учебно-познавательной деятельности школьников с помощью контекстной задачи. Пять процентов мотивированных детей — не мало ли?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2010 год), человек «полноценно осваивает деятельность только тогда, когда освоение базируется на внутренних мотивах, совпадающих с целью и содержанием этой деятельности.

Зачем школьникам даются домашние задания? Очевидно, чтобы закрепить изученный на уроке материал. Но зачем «закреплять» материал тем ученикам, которые уже твердо усвоили его на уроке? А как закреплять материал тому, кто на уроке ничего не понял? И что делать с тем, кто не хочет ничего «закреплять»?
Перед сторонниками технологии индивидуального обучения (ТИО) эти вопросы не стоят, поскольку, с их точки зрения, обязательных для всех домашних заданий в школе не должно быть. Более того, в их понимании домашнее задание — это не принудительная обязанность, а поощрение, которое еще надо заработать. И как показывает опыт, на занятиях педагогов, использующих ТИО, 70-75% учеников начинают сами просить задания на дом (по разным причинам: одним просто нравится сам процесс преодоления трудностей, другим хочется побыстрее закончить тему, третьи хотят обогнать по времени своих товарищей...). При этом каждый работает в своем темпе и получает свое индивидуальное домашнее задание, что во многом решает проблему учебной нагрузки. О том, как конкретно выстраивается подобный учебный процесс, читайте в статье заслуженного учителя РФ Юрия Макарова «Домашнее задание не обязанность, а поощрение» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 7 за 2010 год).


Известно, что социально-экономическая нестабильность существенно повышает риск эмоционального выгорания у представителей так называемых коммуникативных профессий. Сегодняшее время едва ли можно назвать стабильным. А значит, в современных школах на первый план выходит задача профилактики эмоционального выгорания педагогов. О ключевых моментах организации этой работы  рассказывает психолог Ольга Хухлаева в статье «Основные направления профилактики эмоционального выгорания педагогов» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2010 год).

Как повысить эффективность системы школьного образования? Этой проблеме посвящена статья Майкла Барбера и Моны Муршед «Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 3 за 2010 г.).

Web-мастерская weblib@tverlib.ru
© 1998-2009 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького
E-mail: lbr@tverlib.ru