<< Назад

Чуду подобно!

Заметки о книге «Тверские усадьбы»

Летним днем 1973 года ехали мы с Ираклием Луарсабовичем Андрониковым из Калинина в Торжок. Однако древний этот город не был конечной целью нашего путешествия: нам предстоял многодневный вояж по пушкинским местам Верхневолжья, возрожденный при деятельном участии Андроникова и ставший к тому времени популярным туристским маршрутом "Пушкинское кольцо"...
Впереди показалась знакомая церковка, и я спросил у задремавшего было Ираклия Луарсабовича:
- Не своротить ли нам вправо и заехать на минутку в Раек?
- А что там? - прогоняя остатки дорожных сновидений, спросил он без особого интереса.
- Усадьба Глебовых-Стрешневых. Парк... Ну и все такое.
- А стоит ли, Алексей Степанович, отвлекаться? Насколько я помню, этот самый Раек не вписан в нашу подорожную, - уже совсем бодро и с неизменной улыбкой на добром лице ответил мой попутчик.
- Жаль, что не вписан, - сказал я. - Это моя ошибка.
- Ну тогда давайте исправим ее, - решительно сказал Андроников, и мы повернули на проселок.
Все три километра от шоссе Москва - Ленинград он вертел головой, вглядываясь в мелькающие пейзажи. День стоял солнечный, безветренный. Лето было в самой зрелой, самой цветущей своей поре, и виды, открывавшиеся даже из автомобильного окошка, были очаровательны.
От недавнего андрониковского равнодушия не осталось и следа. А когда подъехали к усадьбе, он взволнованно обратился к шоферу:
- Остановитесь, дорогой! - и чуть ли не на ходу выбрался из машины.
То, что открылось нашим взорам, было столь неожиданно, столь фантастично, что захватило дух и заставило сильнее забиться сердце.
Невозможно было и подумать, что в этой глуши, средь лесной зелени и высоких трав, стоит такое чудо! Распахнутые крылья колоннады словно парили в воздухе, так легки, так гармоничны были они в гениальном этом львовском творении, в котором даже непросвещенный человек сразу угадывал редкостный, уникальный шедевр архитектуры. Время и нерадение новых хозяев пытались погубить его, но оказались бессильны перед великой этой красотой.
Буквально вбежав в висящие на одной петле кованые железные ворота Андроников, не проронив ни слова, встал на колени.
Пораженный этой сценой, я боялся подойти к нему и спросить, не стало ли ему плохо.
Но ему было хорошо.
Так хорошо, как редко бывает человеку в суетной нашей жизни...
Он молчал всю обратную дорогу до шоссе. И только потом, когда наша изрядно запыленная "Волга" набрала скорость, чтобы наверстать потерянное - или найденное, обретенное! - время, сказал негромко, ни к кому не обращаясь:
- Это чуду подобно! Это останется в сердце на всю жизнь. А ведь мы могли проехать мимо... Варвар!
Через час мы были в Торжке. Ночевать нас отвезли в Митино - другое имение, сооруженное при участии гениального русского зодчего Николая Львова. Оно было не так грандиозно, как Знаменское-Раек, но великолепно своей соразмерностью, вписанностью в пейзаж, где доминировали спокойная и довольно широкая в этих местах Тверца и великолепный парк. Ну и, конечно, впечатляла "визитная карточка" Митина - знаменитый погреб-пирамида, сложенный из могучих валунов, кои так любил "вплетать" в свои творенья Львов...
А на следующий день опять была дорога. И опять подарила она нам новую встречу, оставшуюся в памяти: знаменитое село Грузины и усадьбу Полторацких. Ту самую, к созданию которой приложил руку еще один русский гений - Василий Стасов. А валунный мост через речушку Жаленку виделся явным автографом Львова!
А дальше... Дальше нас ждала вульфовская усадьба в Бернове. Пушкинский музей...
Нет, совсем неслучайно вспомнил я то давнее уже путешествие с человеком-кудесником Ираклием Андрониковым. О нашей славной поездке мне напомнил прекрасный подарок, только что полученный от земляков из Твери: альбом "Тверские усадьбы", созданный коллективом архитекторов, писателей, историков, журналистов и выпущенный в свет издательской группой Благотворительного фонда во имя иконы "Божьей Матери Всех Скорбящих Радость (с грошиками)".
Да простят мне читатели частое употребление слова "уникальный", но не могу не употребить его снова, ибо альбом этот, а точнее - книга эта, где прекрасные фотографии сопровождены и освещены толковыми, умными, яркими текстами, насыщенными ценной исторической информацией, воскрешает и реабилитирует от нарочитой "забытости" имена не только великих людей нашего Отечества, но и простых тверяков. Признаюсь честно, что и сам, прожив в Твери долгие годы, объездив Верхневолжье вдоль и поперек с удостоверениями корреспондента "Смены" и "Калининской правды", к стыду своему, не знал, навещая довольно часто тот же Раек, что хозяин этой усадьбы, генерал-майор Федор Иванович Глебов, построил великолепный дворец, повергший на колени Андроникова, с "филантропической мыслью образовать крестьян и доказать, на что они способны во всех отраслях искусств: выделывании паркетов, мебели, ковров, обработке мрамора и прочем". Вот так!
Затея тверяков масштабна, если не сказать - грандиозна: они задумали "инветаризовать" все тверские усадьбы, еще сохранившиеся на "гордых волжских берегах" (Пушкин), чтобы беречь их для потомков, для России, для мира. Ибо многие из этих поместий созданы гением таких зодчих, как Львов, Стасов, Казаков, Росси, Кваренги... Эти имена - в истории культуры человечества.
Хотел написать: "Да поможет моим землякам в этом Господь Бог", но понял, что повторюсь, ибо уже назвал издателей этого проекта. Однако твердым, надежным залогом успеха является и вполне земная помощь: книга издана администрацией Тверской области.
И еще об одном нужно сказать непременно, ибо не так уж, увы, часто власть обращает внимание и опекает заботой то, что мы зовем привычным словом "культура". Так вот "Тверские усадьбы" - проект, созданный по идее губернатора Тверской области Дмитрия Вадимовича Зеленина и осуществляемый при его непосредственном и активном участии. И не забавы, а заботы ради. Заботы о древней земле и ее людях, которые доверили ему свою судьбу, свое будущее, будущее своих детей и внуков, земли, которая дала миру так много, так щедро и так несправедливо была долгие годы не более чем провинцией.
В кратком своем слове Д.Зеленин не стал тратить время на красивые слова. Как человек деловой, как администратор, он сказал то, что и должно позволить сохранить не прекрасные картинки альбома, а запечатленное на них:
"Около 170 усадеб, начиная с маленьких уютных особняков и кончая величественными дворцами и великолепными парками и прудами, находится в разной степени сохранности.
Их обязательно нужно сберечь от разрушения - ведь это память России, наша общая историческая память. И медлить с этим уже нельзя! Необходимо усовершенствовать правовую базу, установить порядок взаимоотношений между властью и частным инвестором, ибо только это - реальная возможность спасения бесценного культурного наследия края".
Во имя этого спасения и создали книгу все те, кто трудился над ней. И они заслужили быть названными поименно. И губернатор Дмитрий Зеленин, и руководитель проекта Каринэ Конюхова, и выпускающий редактор Ольга Петрочинина, дизайнер и верстальщик Сергей Жилкин.
Особо хочется сказать о художнике-архитекторе Ольге Петрочининой, чьи "карточки" и рисунки сделали книгу столь привлекательным и изящным альбомом. Я бывал во многих местах, которые она снимала, и знаю, насколько трудно придать изображаемому - часто не более чем далеко не живописным развалинам - "художественный вид". Впрочем, кавычки здесь, пожалуй, излишни. Просто следует сказать Ольге Петрочининой спасибо за отличную работу!
Интересно подобран и подан исторический "аппарат" альбома, что является заслугой Инны Поведской. Добротна литературная редакция Евгения Борисова и Ирины Бодровой. Рука опытного писателя Евгения Ивановича Борисова чувствуется и в отборе литературных текстов (Андрей Хомицкий, Тамара Карякина, Наина Хонина, Светлана Костенко, Андрей Крылов), и архивно-исторических публикаций.
Скажем доброе слово корректору Ирине Бодровой, которая успешно совместила в этой книге две "профессии". Ошибок я не нашел. Ну а если серьезно закончить эти заметки, то лучше всего тем, что сказать спасибо всем тверякам за уникальную (простите, в последний раз!) книгу.

Алексей Пьянов

Пьянов А.С. Чуду подобно! / А.С. Пьянов // Культура. - 2007. - 22-28 марта (№ 11). - С.14.

<< На главную