<< Назад

Берегите культуру!

У нас в гостях – Андрей Дементьев и Алексей Пьянов

Встречу в редакции продолжил автор многих любимых у нас в стране книг стихов поэт Андрей Дементьев, лауреат Государственной премии СССР, в настоящее время ведущий публицистических радио- и телепе­редач:
- Недавно мы записали очередную теле­передачу "Народ хочет знать", которую я веду вместе с Кирой Прошутинской. Темой передачи был вопрос о мигрантах. Из мате­риалов, предоставленных для подготовки программы, видно, что при сохранении существующего положения дел к 2050 году в России будет сорок процентов нерусских людей, то есть мигрантов. А к 2100 году их может быть уже 60 процентов, и мы рискуем перестать называться Россией. Но есть точка зрения, что нам нужны мигранты, так как у нас не хватает рабочей силы, трудоспо­собное население убывает. Каждый год Рос­сия теряет один миллион человек. Это огромная проблема, которая стоит перед нами.
По субботам я веду радиопередачу "Виражи времени", она идет в прямом эфире, звонки приходят со всей страны. Когда в передаче участвовал драматург Виктор Мережко, кто-то из радиослушателей спросил, |чем можно объяснить, почему в России люди спиваются? Я не могу этого объяснить. Я пережил войну, когда был голод и страх, бомбежки, похоронки. Но люди не спивались. А сейчас спиваются, дети, молодежь становятся наркоманами.
Мы занимаем одно из последних мест по уровню жизни и второе место, после США, по количеству миллионеров и миллиарде­ров. Раньше мальчишек спрашивали, кем они хотят стать, и те отвечали: Юрием Гагари­ным! А сейчас на тот же вопрос отвечают: хочу стать богатым. Вот и все. Идет американизация жизни. Я в Америке много раз был, знаю её хорошо. Там вам не назовут своих поэтов, писателей. Жизнь постро­ена на примитивных потребностях; машина, дом, развлечения. Никакой духовности нет.
Поэтому сегодня важно не потерять глав­ное, что у нас есть: нашу культуру, в кото­рой наша опора и сила.
Я недавно ездил с эшелоном Победы в Брестскую крепость, там были Лужков, Кобзон, Пахмутова, генерал армии Варенни­ков, ветераны. Нас принимал Лукашенко. Он ко мне подошел и говорит: "Знаете, что я хочу вам сказать. Держитесь, потому что вы защищаете народ, я знаю, как это тяжело. Держитесь, потому что другого выхода нет. Надо говорить то, что вы говорите, говорить правду сейчас, иначе мы все будем терять". Извините, что я так невесело начал наш раз­говор.
Мы приехали в Тверь для создания Ас­социации тверских землячеств. Тверские землячества есть в Москве, во многих стра­нах мира. Меня избрали президентом Ассо­циации всех землячеств. В землячества вхо­дят представители власти, бизнесмены, деятели культуры. И эти землячества могут со­вместно многое сделать для Тверской зем­ли. Таковы наши цели.
Если говорить о моем творчестве, то я написал много новых стихов. У меня вышел том "Нет женщин нелюбимых", в нем и сти­хи, и песни. Сейчас вплотную начну рабо­тать над вторым томом, где будут мемуары. Я расскажу и о Твери, и о Борисе Полевом, о своих встречах с другими людьми. За пос­ледние три года у меня вышло более сорока книг. В этом смысле я человек счастливый. Хотя на поэзию сейчас спрос небольшой. Стоят на полках хорошо изданные книги хороших поэтов, стоят, потому что жизнь другая, у кого-то нет денег, кто-то занят борьбой за существование. Тему творческих проектов продолжает Алексей Пьянов:
- Мне выпала честь составить, я думаю, один из лучших сборников Андрея Дмитри­евича, который выходит в издательстве "ЭКСМО". Это сборник в серии "Классики мировой поэзии". Там вышли Тютчев, Фет, Ахматова, Есенин, Высоцкий. Это очень кра­сивое издание. Для суперобложки Андрей выбрал пейзажи Вячеслава Шумилова, не­давно, к сожалению, умершего. Эта книга, если применимо такое слово к поэзии, очень престижная, потому что классиком мировой поэзии сам себя не назовешь. К этому сбор­нику я написал комментарии. Там много твер­ских комментариев, много тверских стихов. Есть стихи, посвященные Александру Белоусову, Светлане Бескинской, художнице из Вышнего Волочка.
- Есть и стихи, посвященные Пьянову, - говорит Андрей Дементьев. - А дома у меня на видном месте висит картина Шумилова, которую он мне подарил, красивая картина.
- Связи с Тверью у нас кровные, нерас­торжимые, - говорит Алексей Пьянов. - По­тому что то, что происходит с человеком в юности, составляет его основу.
Андрей Дмитриевич и Алексей Степано­вич вспомнили годы, когда они вместе рабо­тали в журнале "Юность":
- В свое время, когда мы работали в "Юности", - говорит Андрей Дементьев, - я главным редактором, а Алексей Степанович моим заместителем, тираж журнала был три миллиона триста тысяч. За границей, когда называешь такую цифру, поднимается шум - невероятно, чтобы литературный журнал имел такой тираж. А сейчас журнал "Юность" имеет тираж около восьми тысяч. Один миллионер предлагал мне: давайте выкупим этот журнал, отдадим его вам. Я отка­зался - в одну и ту же воду два раза не вхо­дят. Все, кончился тот журнал, который был. Нет журнала, жизнь такая, что сделаешь. Поэтому берегите свое издание, тем более, у него прекрасные традиции. Дай вам Бог, что­бы все у вас было хорошо, потому что вре­мена тяжелые. И я скажу так, у нас журнал рухнул из-за того, что в редакции было мало женщин. У вас женщин много, значит, все у вас будет хорошо.
- Женщины были, - уточняет Алексей Пьянов, - у нас в основном работали девуш­ки после университета. Но все руководство состояло из мужчин. До того, как Андрей стал главным редактором, руководили люди солидного возраста. Полевому было под семьдесят, Железнову, ответственному сек­ретарю, - далеко за семьдесят, другим было под восемьдесят и девяносто. Когда мы вме­сте заходили в редакцию "Правды", там посмеивались: "Юность" идет. А журнал был молодой, потому что есть разница - журнал о молодых и журнал для молодых. Этот жур­нал делали опытные люди, а Полевой был мудрый человек.
- В Америке на радиостанции "Голос Америки" меня спрашивали, почему мы в "Юности" печатаем не только молодых, - про­должает Андрей Дементьев. - Тут пришел Сергей Довлатов, сел рядом со мной и гово­рит: "А вы знаете, я считаю, что правильно журнал "Юность" делает, что печатает не только молодых. Потому что на одних моло­дых далеко не уедешь, а когда рядом печата­ются классики, тогда молодые волей-неволей тянутся за ними, понимая, что их ставят ря­дом с большими писателями. Это очень хо­рошо, это школа". И я подумал, правильно он говорит. Так мы жили, так мы работали.
Вспомнили старые друзья, как вместе езди­ли в Тарханы, поклониться гробу Лермонтова.
-Андрей очень любит Лермонтова. Он очень часто ездит в Тарханы, и меня возил туда за собой, - рассказывает Алексей Пья­нов. - Он фанатик, всех туда возит - Баскова, Кобзона возил. Помню, мы спустились в подземелье, где находится гроб Лермонтова. И как раз прорвало водопровод, все затопи­ло, невозможно было пройти.
- А почему спускались, потому что нам ребята сказали, что надо обязательно дотронуться рукой до гроба, хорошая примета, - поясняет Андрей Дмитриевич. - Мы туда заходим, а там вода. У нас были модные ботинки с длинными носами, и мы этими носами по каким-то камням переходили. И все-таки мы дотронулись до гроба. А потом вода ушла.
Выяснилось, что с Лермонтовым и Дементьевым связана первая пародия Алексея Пьянова.
Первая моя в жизни пародия была написана на стихи Андрея Дементьева. У него был день рождения, я приготовил ему по­дарок - двухтомник Лермонтова, старое издание 1870-х годов. А еще решил написать Андрею что-нибудь от себя, и написал па­родию на его стихи. Я знал, что это безопасно, потому что это друг, это человек, который поймет. Я эту пародию напечатал, с нее и началось, после следующей пародии я стал лауреатом премии "Золотого теленка". Поэтому Андрей Дмитриевич в значи­тельной мере мой "крестный". Потом мы с ним вместе выступали на его авторских ве­черах, некоторые вечера я вел, а на некото­рых читал пародии на его стихи. В эфире их всегда вырезали, мне говорили, согласитесь, что нелепо - идет вечер поэта, и вдруг начинаются пародии на него. Тем не менее я вам сегодня прочту, с позволения Андрея Дмитриевича, свои пародии на его стихи. Андрей очень много пишет о женщинах, пишет тепло и как-то очень нежно и честно. Но он почему-то чаще всего женщин видел в воде – в море, в реке. У него есть стихотворение, в котором такие строчки:

Ты в море шла, я увидал и замер,
Перед искусством линий оробев…
Ты уходила в море, уходила,
А мне казалось, ты идешь ко мне.

Пародия называется "Оробел":

Ты в море шла, пленительно нагая.
Был бюст, как мрамор, холоден и бел.
А я, за теплым камнем залегая,
Перед искусством линий оробел.

О линии, о трепетные формы,
О сказочных объемов благодать!
Не можем этой тайны до сих пор мы,
Суровые мужчины, разгадать.

И от Тверцы родимой вдалеке
Я здесь, сейчас припомню снова,
Как там спускалась женщина к реке,
Красива и рыжеголова.

Одна и та же? Кто их разберет,
Ну, этих самых, с чуткими руками.
И я тогда подумал - ведь уйдет,
Пока я философствую за камнем.

Во мне инстинкты разум победили,
И я не стал противиться судьбе.
Потом меня в участок уводили,
А мне казалось, что ведут к тебе.

А еще самая короткая пародия. Строчки у Дементьева такие:

Три сладостных момента у любви.
Ты, покраснев, сказала: Назови ".

Пародия звучит так:

Три сладостных момента у любви.
Ты,покраснев, сказала: "Назови".
Когда по пальцам начал я считать,
То, покраснев, сказал:
«Их было пять».

Дементьев А.  Берегите культуру! / А. Дементьев , А. Пьянов ; Записала М. Ручкина // Тверские ведомости. - 2005. - 3-9 июня (№ 22). - С.1,3.:фот.

<< На главную