Положение о центре
Потребителю о правах
Потребителю о правах
Права потребителя при продаже товаров через интернет-магазин:
консультация-обзор
С точки зрения правовой терминологии покупка товаров посредством использования сети Интернет называется дистанционным способом продажи или дистанционными продажами. Регулируются такие продажи следующими нормативными документами: ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612.
Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
До заключения договора продавец обязан предоставить потребителю исчерпывающую информацию:
- об основных потребительских свойствах товара
- об адресе (месте нахождения) продавца
- месте изготовления товара
- полном фирменном наименовании продавца/изготовителя
- цене
- условиях приобретения товара, его доставке
- сроке службы товара, сроке годности и гарантийном сроке
- порядке оплаты товара
- сроке, в течение которого действует предложение
В момент доставки товара потребителю в письменной форме должна быть предоставлена информация:
- о порядке и сроках возврата товара
- об основных потребительских свойствах товара
- о цене и условиях приобретения товара
- гарантийном сроке и сроке службы (годности) товара
- правилах и условиях безопасного использования товара
- адресе/местонахождении производителя, фирменном наименовании
- был ли приобретенный товар в употреблении
В момент доставки вместе с товаром покупателю также должна быть предоставлена информация в письменной форме о праве возврата товара в течение 7 дней. При ее отсутствии срок возврата увеличивается до 3-х месяцев.
Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:
- адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;
- режим работы продавца;
- максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, который составляет не менее 7 дней;
- предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;
- срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Отсутствие одного из пунктов может считаться непредоставлением покупателю информации о порядке и сроках возврата товара. При ее отсутствии срок возврата товара увеличивается до 3-х месяцев.
Потребитель может отказаться от товара надлежащего качества без объяснения причин следующим образом:
- в любое время до передачи товара;
- в течение 7 дней после передачи;
- в течение 3 месяцев с момента передачи, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара.
В общем случае согласно ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять только непродовольственный товар. И только если аналогичного товара нет в продаже, покупатель вправе потребовать возврата денег, при этом сумма должна быть выплачена в течение трех дней с момента возврата товара. В отношении дистанционной торговли не действует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату.
Таким образом, в случае покупки товара через интернет-магазин, возврату подлежит любой качественный товар. Единственное ограничение - нельзя вернуть товар, изготовленный на заказ (по индивидуально-определенным характеристикам), если отсутствуют недостатки.
При возврате покупателем товара надлежащего качества продавцом составляется акт возврата с обязательным указанием наименования продавца; ФИО покупателя; наименования товара; даты заключения договора и передачи товара; суммы, подлежащей возврату; подписи продавца и покупателя. Если в момент составления акта продавец не передал деньги за возвращенный товар, то он обязан возвратить стоимость товара в течение 10 дней после составления акта. Продавец имеет право удержать расходы на доставку товара.
Возврат денег осуществляется одним из следующих способов:
-·наличными денежными средствами по месту нахождения продавца
- почтовым переводом
- путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет, указанный покупателем.
Расходы, связанные с перечислением денег, несет продавец. Если денежные средства не возвращены продавцом в добровольном порядке, то споры имущественного характера решаются исключительно в судебном порядке.
Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и, что очень важно, информации, предоставленной покупателю при заключении договора (в частности, в описании), а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, на этикетках, маркировке). Если условие о качестве в договоре специально не оговаривается, то по умолчанию товар должен быть пригоден для целей, в которых товары такого рода обычно используются.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 Закона «О защите прав потребителей».
При обнаружении недостатков в приобретенном товаре у потребителя есть следующие возможности: отказаться от покупки и вернуть уплаченную сумму, заменить товар на такой же или другой марки с перерасчетом цены, требовать устранения недостатков.
Требование потребителя, обнаружившего недостатки товара, возвратить уплаченную сумму (отказ от исполнения договора), заменить на такой же товар или товар другой марки с перерасчетом цены будут удовлетворены:
- при предъявлении таких требований в течение 15 дней со дня передачи товара безусловно;
- по истечении 15 дней со дня передачи товара только в одном из трех случаев:
а) обнаружение существенного недостатка;
б) нарушение сроков устранения недостатков;
в) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Требование об устранении недостатков должно быть выполнено в срок, определенный письменным соглашением сторон, который не может превышать 45 дней. Если требуется большее время, стороны могут сдвинуть установленный срок. Часто ремонт невозможен ввиду отсутствия необходимых деталей, материалов. Законодатели предусмотрели и этот случай: отсутствие запасных частей, оборудования и подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о новом сроке ремонта и не освобождают от ответственности за нарушение первоначально установленного срока. Если стороны не установили срок, то ремонт должен быть произведен незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для устранения недостатков с учетом обычно применяемого способа.
Требование о замене товара при необходимости проведения экспертизы должно быть удовлетворено в 20-дневный срок.
Требования о соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на ремонт, возврате уплаченных за товар денег подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней. Экспертиза этот срок не продляет.
Специфика дистанционной торговли обуславливает важную обязанность продавца - обеспечить доставку заказанного товара: продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Чаще всего стороны оговаривают срок доставки товара. Он должен быть соблюден продавцом. Товар передается покупателю в указанном им месте либо другому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.
Обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
- вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
- предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
Применительно к дистанционной торговле при наличной оплате передача товара и прием денег продавцом, как правило, происходят одновременно. Поэтому выдача товарного, кассового чеков свидетельствует также и о передаче товара. Если применяется безналичная форма расчетов или имеет место продажа в кредит, то продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.
Нарушение срока доставки и передачи товара продавцом повлечет неблагоприятные для него последствия, если товар был оплачен заранее. Договор, предусматривающий предоплату, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Если срок нарушен, потребитель может на выбор:
- определить новый срок передачи и требовать его исполнения;
- требовать возврата суммы предоплаты.
Если нарушением срока передачи товара потребителю были причинены убытки, он вправе требовать их полного возмещения. Выплатить предоплату и сумму убытков продавец обязан в течение 10 дней со дня заявления покупателя. Освободиться от всех негативных последствий продавцу удастся, если он докажет, что просрочка произошла по вине потребителя либо вследствие непреодолимой силы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
|