Государственное бюджетное учреждение культуры Тверская ордена "Знак Почета" областная универсальная научная
библиотека им. А.М. Горького
 

контакты поиск

КАТАЛОГ БИБЛИОТЕКИ

Продление книг

 



Краеведческий информационный центр

Андрей Николаевич Туполев

Андрей Николаевич Туполев (29 октября (10 ноября) 1888 - 23 декабря 1972) - советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

А.Н.Туполев родился в селе Пустомазово Тверской губернии Корчевского уезда Суворовской волости в многодетной семье Николая Ивановича и Анны Васильевны Туполевых. Николай Иванович Туполев (1842—1911), по воспоминаниям А.Н. Туполева, был из сибирских казаков, из Сургута. После окончания тобольской гимназии в 1860 г. он начал работать учителем арифметики и геометрии в березовском уездном училище, а через два года, желая продолжить образование, поступил в Московский университет. Однако, будучи замешанным в студенческих волнениях, диплома он не получил и в 1867 г. стал преподавать арифметику и геометрию в углическом уездном училище. Позднее он уехал в Тверскую губернию, где занял должность нотариуса тверского окружного суда по городу Корчеву. Анна Васильевна Туполева, урожденная Лисицына (1850—1928), дочь судебного следователя, родилась в Тифлисе, окончила тверскую гимназию, свободно говорила по-французски и по-немецки, играла на рояле, сама учила детей и вела домашнее хозяйство. Андрей Николаевич Туполев вспоминал, что «отец тяготился службой <...> и в 1876 г. приобрел небольшой участок земли в 25 км от Кимр, в Тверской губернии, там и обосновался вести сельское хозяйство». Ниже он писал: «Семья <…> была очень дружная и большая. Старший брат Сергей, затем Татьяна, Мария, Николай, Вера, я и Наталья. Мать все свои силы и всю свою душу отдала семье. Я бы не сказал, что семья была патриархальной, семья была, бесспорно, передовая. Жизнь в семье была скромной».

Получив начальное образование дома, А.Н. Туполев в 1901 г. поступил в тверскую гимназию, которую окончил в мае 1908 г. Осенью того же года он стал студентом механического факультета Московского технического училища. В училище Туполев серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 г. он стал членом воздухоплавательного кружка, участвовал в постройке планера, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 г. Туполев, за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы, был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Училище он закончил лишь в 1918 г.

В 1916-1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро, конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н.Е. Жуковским он был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918-1936 гг. Туполев являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

В 1925 г. Туполев создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших среди бомбардировщиков. В 1932 г. был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 г. была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. В 1934 г. появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький», который имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

В 1933 г. состоялся первый полет нового самолета АНТ-25. Шеф-пилотом, испытывавшим самолеты АНТ-25, был М.М. Громов. На этом самолете были совершены легендарные перелеты Москва - Земля Франца-Иосифа-Петропавловск-на-Камчатке В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым 22.07.1936 г. и Москва - Северный полюс - США экипажами В. Чкалова и М. Громова.

В 1937 г. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, но и находясь в заключении, работал в закрытом конструкторском бюро НКВД. Окончательно реабилитирован в 1955 г. Конструкторское бюро Туполева после Великой Отечественной войны разработало реактивный бомбардировщик Ту-16, который был способен развивать скорость более 1000 км/ч, затем появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт - Ту-104. В 1957 г. был разработан первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114.

В 1960 г. Туполев начал разработку реактивного самолета Ту-124 для небольших дальностей полета. Со скоростью, близкой к скорости Ту-104, машина оказалась удобной и неприхотливой, могла садиться даже на воду. Когда же потребовалось увеличить число пассажиров до 56 человек, ОКБ Туполева выпустило Ту-134. Этот самолет использовался не только в СССР, но и за границей. Следующим самолетом стал первый советский аэробус Ту-154. В 1967 г. машина начала испытания, а летом 1971 г. поступила в эксплуатацию. В конце 1968 г. в газетах появилось сообщение о первом полете первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. До осени 1970 г. самолет налетал 100 часов, достигнув максимальной скорости 2430 км/ч. С 1977 г., уже после смерти конструктора, начались пассажирские полеты.
Имя А.Н. Туполева носят улицы не только в Твери и Кимрах, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Жуковском.
В честь авиаконструктора АН СССР учредила медаль имени А.Н. Туполева.

Литература:

    • Крюков Ю. Туполев. Возвращение в Пустомазово. - Кимры: Кимр. тип., 2008. - 127 с.: ил.
    • Ершов Б.А. Туполев - сын тверской земли // Ершов Б.А. Тверь и тверитяне / Б.А. Ершов, В. Б. Финкельштейн. - Тверь, 2006. - Кн. 2. - С. 160-165: ил.
    • Туполев Андрей Николаевич // Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы Тверской области. - Вышний Волочек, 2011. - С. 93-95: ил.
    • Лебедев Н.М. Наш земляк авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1888-1972) // Лебедев Н.М. Люди науки на Тверской земле. - Тверь, 2011. - С. 90-95.
    • Красяков И. Академик Туполев: крылья Победы с берегов Волги // Караван+Я (Тверь). - 2000. - 4 мая (№  35). - С. 8-9.
    • Васильчук Е. Туполев - наше все! // Федеральная Тверь. - 2005. - № 3. - С. 25.
    • Макарова И. Так закалялась крыльев сталь // Тверская Жизнь. - 2008. - 13 ноября. - С. 1: фот.
    • Киселев А. Первый Герой Советского Союза // Тверская Жизнь. - 2012. - 26 апреля. - С. 4: фот.

Фотографии и документы из коллекции Тверского государственного объединенного музея

 

А.Н.Туполев (ФК 2950)

Николай Иванович и Анна Васильевна Туполевы

Мемориал А.Н. Туполева  на родине в Пустомазове

Здание Тверской государственной медицинской академии, в котором до 1918 года находилась Мужская классическая гимназия

Дом, где проживала семья Туполевых в Твери в начале 20 века. Фотография 50-х годов

Андрей Туполев — ученик Тверской мужской гимназии. 1907 год

Памятник-бюст А.Н. Туполеву (скульптор Х. Геворкян). Кимры, 1979 год

 

Web-мастерская
weblib@tverlib.ru
© 1998-2009 Тверская областная библиотека им. А.М. Горького
E-mail: lbr@tverlib.ru