<<
Все новости
12+
В этом году отмечается 190-летний юбилей Л. Н. Толстого, о котором А. А. Блок говорил: «Величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России». В библиотеке этому масштабному событию посвящён целый комплекс мероприятий: книжно-иллюстрированные выставки в читальном зале и в отделе абонемента, а 8 сентября, накануне дня рождения писателя, состоялась премьера моноспектакля «Фанфаронова гора» по записным книжкам Л. Н. Толстого.
![](0908-04m.jpg) На последнем событии хотелось бы остановиться подробно. Этот премьерный спектакль открыл новый сезон выступлений блестящего артиста, любимца публики и большого друга библиотеки Лёши Зинатулина. Премьера вызвала огромный интерес: несмотря на выходной день и прекрасную погоду, в Славянском зале был полный аншлаг. Вступительное слово произнесла главный библиотекарь Т. И. Лобачёва. Её речь смогла донести до зрителей, какой огромный интерес вызывала и вызывает личность Л. Н. Толстого, его творчество, насколько грандиозна его фигура в мировой литературе и философии.
Лёша Зинатулин рассказал о творческих планах студии «Знаки сезонников», порадовал зрителей большим количеством премьер в новом сезоне.
![](0908-05m.jpg) ![](0908-06m.jpg)
Далее началось действо моноспектакля. Зрители на одном дыхании внимали актёрской игре. Перед ними раскрывались истоки глубокого интереса Л. Н. Толстого к поиску смысла жизни, истоки зарождения его философии, особенного взгляда гения на окружающую действительность. В наборе сцен из жизни простых людей, из воспоминаний детства, из рассуждений автора складывалась картина простоты и величия самого явления жизни, восхищения этим даром. По лицам присутствующих было видно, что спектакль заставил их о многом задуматься… Глубокий смысл творчества Льва Толстого и блестящая актёрская игра привели к закономерному финалу – бурным овациям благодарной публики.
![](0908-01m.jpg)
Фото П.Е. Кулакова |
Лев Толстой на лавочке под «деревом бедных», Ясная Поляна, 1908 г. На заднем плане Софья Андреевна Толстая и четверо крестьянских мальчиков.
«Наша цель не портрет. Но и не вживание, вчувствование. Мы вглядываемся в человека как в весть, к нам сейчас обращенную и содержащую в себе ту тайну, участие в которой нам сейчас крайне нужно для нашего спасения…»
Бибихин В.В. Дневники Льва Толстого |
![](0908-02m.jpg)
Могила Л.Н. Толстого в Ясной Поляне |
«Старший брат Николенька водил нас на Фанфаронову гору, он объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой все люди будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором я, так как надо же где-нибудь зарыть мой труп, просил в память Николеньки закопать меня». |
![](0908-03m.jpg)
Лев Толстой, июль 1907,
Тульская губерния, деревня Ясенки.
Фото В.Г. Черткова |
«Поздний Толстой — непрочитанный писатель. Все годы борьбы с чистым искусством он создавал новую поэтику, новый язык, по существу, единый в его публицистике, дневниках, рассчитанных на посмертное чтение, и поздней прозе. Этот язык до сих пор не изучен, не описан и не опознан как язык художественный, и в этом смысле поздний Толстой — не оцененный писатель, принадлежащий словесному искусству в не меньшей степени, чем автор «Войны и мира». <…> Кажется, что весь поздний Толстой следует одной пушкинской строчке: «глаголом жги сердца людей».
Сурат И.З. Два воспоминания на границах искусства // Знамя. – 2015. №6. |
|