<<
Все новости
22 июня в библиотеке прошла очередная лекция, посвящённая 100-летию русской революции. На этот раз предметом разговора стал кинематограф. Кандидат культурологии, доцент РГГУ Борис Рейфман (г. Москва) прочёл лекцию «Две модели создания «нового человека» в постреволюционном советском кинематографе 20-х–30-х годов».
Лекция была рассчитана на подготовленную аудиторию, Борис Рейфман, специалист по кинематографу, продемонстрировал прекрасное владение материалом и замечательную эрудицию. Узнать об особенностях постреволюционного кино собрались студенты, преподаватели тверских вузов, все, кто интересуется историей и кинематографом. Встреча продолжила лекторий «1917», который проводится культурно-просветительским фондом «Ника» при информационной поддержке медиапроекта «Стол».
После Первой мировой войны в обществе разгорелись горячие споры о путях создания «нового человека», о том, каким это человек должен быть. Именно в 1920-е годы появляется модернистское искусство, рождается европейский киноавангард, который позже находит своих последователей и в России. Борис Викторович подробно обрисовал истоки и сущность этого явления, особо остановившись на знаменитых картинах Сергея Эйзенштейна. Он прокомментировал избранные эпизоды из фильмов «Стачка», «Броненосец Потёмкин», «Октябрь», продемонстрированные на большом экране, объяснив зрителям и слушателям основные приёмы режиссёра. В начале 1930-х годов в кино возвращается приоритет жанрово-повествовательной «реалистической» формы, рассчитанной на самую широкую зрительскую аудиторию, на эмоциональное воздействие. Возникает противостояние конструктивистского киноавангарда 1920-х годов, стремившегося интеллектуализировать каждого отдельного индивидуума в марксистском духе, и советского сталинского «киномифа» 1930-х годов, исходившего из задачи сотворения «коллективной веры» в построение социализма и коммунизма, которая позволила бы осуществиться «творчеству масс». На примере киноленты «Юность Максима» Борис Рейфман объяснил, как работала идеологическая пропаганда в кинолентах 1930-х годов.
Лекция вызвала много вопросов и суждений, поэтому те, кто не успел задать их в зале, долго беседовали с Борисом Викторовичем. Мы благодарим нашего гостя за замечательную лекцию и надеемся на продолжение знакомства. |